Початкова сторінка

Ігор Лиман (Бердянськ)

Персональний сайт історика України

?

Приложение 49-е.

Милостивые Государи и милостивые Государыни!

В жизни учащейся молодежи есть один в высшей степени важный момент. Момент этот состоит в том, что, как вследствие хода обстоятельств, так еще более вследствие скрытой внутренней потребности, мы становимся в необходимость оглянуться назад и обобщить все свое прошлое, и при том так обобщить, чтобы нам стали вполне ясны наш характер, наши задачи и стремления. В этот момент нам приходится произвести всестороннюю и окончательную оценку тем влияниям, той обстановке и среде, среди которых мы росли, воспитались, развились…

Шесть лет прошло с того времени, когда была основана Гимназия, полный курс которой мы в настоящее время окончили и с которой мы теперь желаем проститься. Эти шесть лет были вместе с тем временем нашего перехода из периода детства в период зрелой самостоятельной деятельности. Это время едва ли не самое знаменательное, не самое кипучее в жизни человека: это период физической, умственной и нравственной организации человека. Школа, семья, общество – вот те три великие фактора, которые определили суть наших характеров, нашего я.

Кто в настоящее время усумнится в первостепенном значении общества, этой производящей почвы, кото// [212] рая, подобно тому земная почва обусловливает роскошь или бедность, пользу или вред, красоту или безобразие производимого ею плода, определяет характер, направление и ум наростающих поколений. Как земная почва при толковом и постоянном удобрении никогда не истощается, а наоборот прогрессирует в свойствах своих произведений, так и общественная почва не есть что-то неподвижное, инертное, мертвое, а постоянно совершенствующееся, прогрессирующее, изменяющееся во времени. Это его коренные свойства, и горе тому обществу, которое заглушает в себе эти свойства прогрессивного развития, составляющого необходимое условие всякой жизни.

Историе учит нас, что только те общества долговечны и велики, в которых одна генерацие делает все возможное чтобы следующая восприняла и воспользовалась плодами ея опытности, знаний, ея нравственных приобретений и при этом требует, чтобы новое поколение пользовалось всем этим не так, как оно некогда пользовалось, а так, как требуют дух и стремление века, в котором новому поколению придется жить. Одним словом, те общества долговечны и велики, которые широко открывают объятие прогрессу идей, чутко прислушиваются к голосу лучших своих людей, и с готовностью отзываются на законные и естественные требование времени. На этом пути обществу сильно приходится напрягать себя, неусыпно действовать, жертвовать в пользу общественного блага, переносить множество испытаний, разочарований. И если после всего этого оно остается твердым в своих благородных стремлениях, то на молодежи, для которой вся эта деятельность имеет особое и ближайшее значение, лежит свещенный долг доказать этому обществу, что она чувствует все его жертвы, что ея чуткое сердце преис// [213] полнено вечной признательности за все, что в нем напечатлено как воспоминание о виновниках своего счастья.

Великая честь тому обществу, которое по возможности приближается к этому идеалу. К особенному для нас счастью, мы именно выросли и развились среди одного из таких обществ. Все мы единодушно можем подтвердить, что в продолжение всех шести лет общество заботилось о нашем образовании самым деятельным образом и всегда было готово помочь нашим учебным нуждам, что мы всегда находили самое теплое участие к себе как к молодой, нарождающейся сим, и что нас всегда встречало чуткое понимание и благоразумная снисходительность.

Здесь не место для серьезной оценки и разбора того учебного заведения, из которого мы выходим, да и не нам делать то, что могут сделать люди более нас авторитетные и опытные в педагогическом деле. Мы только можем сказать о нашей школе, что она, подобно обществу, создавшему ее, была в высшей степени благотворна для нас; таково наше общее, единодушное сознание, сознание, которое обратилось в непоколебимое убеждение с тех пор, как мы получили возможность постичь ея дух и направление в целом Благоговейное уважение к закону, любовь к родине, стойкость убеждений и чувство человеческого достоинства, великий такт общежитие – вот те благородные цели, к достижению которых стремилась воспитательная система, практиковавшая в нашей школе. Таким образом мы можем, к счастью нашему, смело сказать, что два первенствующие фактора нашего гимназического прошлого – общество и школа, действовали вполне солидарно и сознательно, употребляя все наличные силы // [215] для того, чтобы доставить все лучшее своей молодежи в деле воспитание и развитие ея.

Мы достигли того момента в нашем образовании, когда мы должны разстаться с дорогою для нас сферой и вступить в новый круг лиц, в новую обстановку, одним словом – в новую жизнь. Общество и школа вправе ожидать от нас, чтобы мы твердо шли по честному пути труда, науки и общественной пользы. Право это они имеют не только потому, что понесли для нас жертвы, что воспитали и образовали нас (хотя это и было их долгом, их миссией), сколько потому, что они несут ответственность за нас пред судом отечества и истории, так как наши грехи и ошибки тяжким упреком падут и на общество, и на школу, не бывшие в состоянии предохранить нас от этих ошибок. В особенности это право остается за школой, где совершалась вся наша внутренняя жизнь в продолжение довольно долгого периода, в которой слагались наши взгляды и убеждение на разные вопросы как частные, так общественные. Точный ответ с нашей стороны на это теперь не возможен уже потому, что жизнь человека не складывается по заранее определенными рамкам, а подвержена множеству случайностей и влияний, самых разносторонних, самых непредвиденных. Но общий дух нашего будущого жизненного поприща ясен из представленной нами характеристики влияний, сопровождавших нас в отроческие и юношеские годы наши. В этой характеристике видаются следующие черты: полнейшая солидарность учащих и учащихся с одной стороны, и согласие между действующим и собирающимся действовать поколениями с другой. И то и другое говорит за то, что стремление и планы старого поколение не расходятся резко с направлением умов // [215] молодого поколения, и обусловливает то, чего желали и желают лучшие люди всех веков, а именно: чтобы следующее поколение продолжало дело предыдущого, и чтобы дело общественного развитие шло беспрерывно. Аарон Цыбулевский. // [216]