Початкова сторінка

Ігор Лиман (Бердянськ)

Персональний сайт історика України

?

Размышление о том, почему, о чем и для кого написана эта книга

Р.М. Ситько

Итак, почему? Мир, в котором мы живем, динамичен, противоречив и, как никогда ранее, взаимосвязан и взаимозависим. Это осмысливается в повседневной жизни людей, восходит к вершинам философских обобщений. Пробуждение исторического сознания в человеческом сообществе — одна из тенденций нашего времени.

Вот уже более двух десятилетий занимаюсь я историей становления и развития отечественного образования, в которой отражаются характерные структурно-содержательные параметры образовательной системы России и специфические особенности ее Южно-Российского региона. Юг России отличают следующие характеристики: полинациональный, полиэтнический характер, диалог русской культуры и культур народов, его населяющих, исторические корни материальной и духовной культуры казачьего субэтноса, неповторимая культура провинциальных городов Юга России; синтез с культурой народов-соседей, особенно украинского народа.

Распад бывшего Советского Союза, крушение идеологии повлекли за собой колоссальные трудности процесса рождения нового исторического мышления и побуждение вне идеологических заказов осмыслить истоки, достижения и противоречия нашего времени и судьбы народов, связанных исторической судьбой.

В трудные для нашего Отечества времена передовые умы всегда обращались к опыту предшественников, позволяющему в прошлом найти ответы на актуальные для сегодняшнего дня вопросы, осмыслить современность с позиции истории и прислушаться к ее «поучительному голосу». Но история дает свои уроки тем, кто готов их усвоить. Не в отсутствии ли этой готовности, не в нашем ли историческом беспамятстве обнаруживается низкий уровень исторического миропонимания в самосознании и культуре народов?

Объективное восприятие исторического прошлого, отыскание смыслов общественного бытия без откапывания исключительно «наших» (узко и превратно понятых национальных) корней — путь преодоления исторического бескультурья.

И не случайно сегодня люди разных возрастов, социальных страт, профессий, национальностей и вероисповеданий стремятся осмыслить истоки, судьбы, достижения и противоречия человеческой цивилизации. В историко-культурном наследии, в событиях-символах, местах-символах, личностях-символах мы обнаруживаем духовную связь со своими предшественниками, стремясь к реконструкции исторической правды. В книге, которую держит в своих руках читатель, такая попытка была предпринята и оказалась удачной.

По роду моей профессиональной деятельности для меня важно последействие: что остается от встречи с человеком, от события, от прочитанной книги?

Данная книга побуждает к размышлению о единстве и целостности мира, единстве индивида и народа, индивида и человечества. В связи с этим, мне представляется важным напомнить о разработанной еще в 1980 г. культурологической концепции академика Д.С. Лихачева, в которой культура предстает как историческая память, как творческая подготовка культуры будущего на основе прошлого и настоящего. Память у Лихачева — «одно из важнейших свойств бытия: любого бытия: материального, духовного, просто человеческого».

В эмоциональном, эстетическом, духовном, нравственном восхождении человека велика доля памяти. Более того, для Лихачева человеческая культура и память становятся синонимами, сливаются воедино: «человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это деятельная память человечества, активно введенная в современность». Акцент здесь сделан на «деятельную» память, что побуждает не только хранить ценности культуры, но и приумножать их, творить «доброе и вечное», созидать, ибо культура «развивается накоплениями».

Важным представляется указание Д.С. Лихачева на то, что «память — это не сохранение прошлого, это — забота о вечности,… форма воплощения вечности и преодоления времени». По мнению Лихачева, хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед потомками.

Данное предостережение чрезвычайно актуально в контексте наших реалий, когда современные антиисторики во имя своих эгоцентрических устремлений и кому-то угодной очередной установки пытаются вновь перекраивать историю, вред чего мы с болью видим сегодня. Факиры на час, они даже не задумываются о том, что историческими ценностями должны распоряжаться не только все граждане, но должны учитываться права наших потомков. «Потомки-наследники, а мы в известном смысле опекуны этого наследства, обязанные его передать в целостности», — справедливо полагает академик Лихачев.

Память — это творческий процесс, с помощью которого «накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые, бытовые навыки, семейный уклад, общественный институт». Историческая память народа «формирует нравственный климат, в котором живет народ».

Воздействие культурной среды на души людей становится отчетливой силой, особенно могучей в переломные моменты истории, каким является ХХI век. В культурно-исторической среде значительное место отводится городу, роль которого заключается в способности пробуждать в душе человека ощущение сопричастности к его прошлому, настоящему, будущему.

В силу этого следует приветствовать факт обращения к истории города Бердянска, историческая судьба которого коренным образом связана с соседним для него Югом России — уникальным геополитическим регионом, с его эколого-географическими, социально-экономическими, историко-культурными, демографо-этническими особенностями.

Здесь проходит раздел между европейской и азиатской частями Юга России, открываются ворота на Северный Кавказ. Здесь в тесном контакте сошлись мировые религии: православное христианство, буддизм и мусульманство. Здесь проживают народы более 120 национальностей и этносов. Здесь исторически сложились донское, кубанское, ставропольское, терское казачества.

На протяжении многих веков этот регион был ареной войн и межнациональных конфликтов. Однако, несмотря на это, здесь на протяжении веков усилиями многих поколений взаимодействовали в диалоге, обогащая друг друга, культуры многих народов, сохранялись традиции межнационального согласия, веротерпимости, взаимного уважения. И здесь создавалось единое культурно-образовательное пространство.

Очевидным является желание составителей издания преодолеть историческое беспамятство, необъективность, искажение истории, возбудить действенный интерес к истории, ощутить органичную связь с прошлым, созданным усилиями многих поколений, и ответственность за свой дом, свой город, эмоционально восприняв его жизнь и судьбу в прошлом, настоящем, будущем.

О чем эта книга? Об истории города Бердянска, несомненно. В каждой строке книги мы обнаруживаем искреннее и заинтересованное побуждение на основе достоверных источников раскрыть становление города, масштабно соединив факты, события, среду города, его краеведческую наглядность, создать неповторимый облик города и представлений его исторической жизни. Чтобы достоверно отразить динамику развития города Бердянска, в качестве источниковедческой базы избраны корреспонденции «Одесского Вестника», воспроизведение которых воссоздает историю его становления и развития.

Но думающий читатель раскроет для себя более глубинные пласты. Книга раскрывает фрагменты жизни народов, проживающих рядом.

Азовское море, Бердянская коса, ногайские и другие земли между Днепром и Азовским морем, «Малороссия» и «Украйна» — это совсем рядом от Области Войска Донского, куда в 1888 г. вошли Ростовский уезд и Таганрогское градоначальство. Азовское море не разъединяло, а соединяло народы. В него несет свои воды Дон — символ Донского казачества, на его берегах раскинулся южный портовый город Таганрог. С момента создания пристани и порта, откуда берет свое начало история города Бердянска, начинается водная коммуникация, связавшая Бердянск с городами Юга России.

Несомненная ценность для современников — введение в историческое информационное пространство сведений о том, что в первые годы существования Бердянской пристани к ней допускались «одне только Российския мореходные лодки, не подлежащие карантинному очищению и имеющия свидетельства на свободное плавание от Таганрогского или Керченского карантинов». Как все портовые города, Бердянск был открыт для экономических и культурных связей, взаимовыгодной торговли и общения.

Пестрая этническая карта моего Южно-Российского региона отражает культуры многих народов, его населяющих: славянских (великороссы, украинцы), тюркско-татарских (татары, ногайцы и др.), монгольских (калмыки), греческих, армянских и др. Здесь на протяжении веков усилиями многих поколений взаимодействовали, обогащая друг друга, культуры многих народов, сохранялись традиции межнационального согласия, веротерпимости, взаимного уважения. Раскрывая историю города, базируясь на историческом опыте, газетные публикации напоминают нам о вековых традициях дружбы народов-соседей, особенно двух славянских народов: русского и украинского.

Читая книгу, я мысленно обращаюсь к истории моего города — Ростова-на-Дону, опосредованно обнаруживая внутреннюю связь, единство российского и украинского городов. Одним из примеров этого единения познаешь через историческую канву жизни и гражданского подвига Димитрия Ростовского, одного из почитаемых на Руси святых, духовного покровителя города Ростова-на-Дону. Личность Димитрия Ростовского многогранна: священнослужитель, философ, историк, литератор, драматург, проявивший в каждой грани своей деятельности православное подвижничество и гражданский подвиг, в котором соединились «любовь к просвещению, глубокое и сердечное благочестие, простота души и жизни, литературное дарование, дар проповедничества и особенная любовь к детям».

Но до того, как Димитрий принял постриг, его имя было Даниил Туптало, родился он на Украине в семье запорожского казака Саввы Григорьевича Туптало, ставшего через год-полтора после рождения сына сотником, несшего службу в Киевском полку, входившего в состав сената, казачьей старшинской Рады. Духовной открытости Даниил учился в Киевской духовной школе — Коллегиуме, крупнейшем учебном заведении православного мира. Украина того времени была открыта всем культурам — и греческой ортодоксии, и русскому православию, и польскому католицизму, хотя столицы этих культур не ладили друг с другом.

Продолжив обучение в школе Спасского монастыря в Москве, Даниил еще больше осознал выбор жизненного пути: в 17 лет, закалив душу и тело, он принял монашеский постриг с именем Димитрий, став схимником Кирилловского монастыря.

В последующие годы во всех монастырях, где служил Димитрий, главным в его православном подвижничестве была борьба за чистоту веры. На 33 году Димитрий переехал в Киев и поселился в Киево-Печерской Лавре — особо чтимой общерусской святыни. В сане игумена Батуринского Преображенского монастыря в Новгород-Северской он продолжает подвиг благочестия.

Святитель учит прихожан христианской, праведной жизни, управляет церковными делами, продолжая работу над составлением своего главного труда — «Жития Святых» православной церкви. Работа над богословскими сочинениями все более захватывает Святителя: он изучает книги, летописи, другие первоисточники, не оставляя своего игуменства. Из монастыря в монастырь, из прихода в приход переезжает Святитель с проповедями, с чтением глав своей книги «Жития Святых». В этих поездках его находит указ Петра I прибыть в Москву. С этого прибытия в Москву в 1700 г. заканчивается Киевский период жизни Святителя. Московский период длился два насыщенных трудами года.

Для великих дел требовались великие люди. В своих реформах Петр I стремился превратить церковь в составную часть правительственно-административной системы, сделать ее опорой государства. Его преобразования требовали теоретического обоснования. Неоценимую услугу в переустройстве церкви и государственном строительстве Петру I оказали выходцы из Киевской духовной академии Феофан Прокопович, Стефан Яворский и Димитрий Туптало, еще не ставший Ростовским

Святитель Димитрий, не принимая многого в деятельности и личности царя, преданно служит Отечеству, своему народу. В этом величие его гражданского подвига, как и подвига других святых, что позднее справедливо отметит историк, мыслитель и публицист Г.П. Федотов в своей книге «Святые Древней Руси»: «… русские святые служили не великодержавию, а тому Христову свету, который светился в царстве, и лишь до тех пор, пока этот свет светился» [2].

Как свидетель и непосредственный участник многих важных событий в жизни церкви и государства, Димитрий был избран митрополитом Ростовским и Ярославским (январь 1702 г.). Здесь, в Ростове Великом, раскрылась еще одна из граней гражданского подвига Святителя — учительский подвиг. Через год после принятия чина митрополита Димитрий открыл училище (семинарию) при архиерейском доме и на свои собственные средства. Это было первое духовное учебное заведение в великороссийских епархиях после Москвы. Эта школа была излюбленным детищем Святителя

Архипастырская деятельность многогранна. Подвиг публициста и агиогрофа — в его труде, которому он отдал 20 лет своей жизни. Его «Жития Святых» («Четьи-Минеи») — настоящая энциклопедия духовной и светской жизни, дающая ответы на многие вопросы мирян. До конца XVIII века они переиздавались 10 раз, став учебником жизни, настольной книгой для многих россиян. Благодаря его «Четьи-Миней», истории церкви христиане России получили возможность внимать Слову Божию на доступном и родном им языке.

Его завещание — это тоже яркое свидетельство праведной жизни Димитрия. По смерти своей он просил никого не трудиться разыскивать его золото и серебро, или другие какие-либо богатства, потому что он не заботился о себе и не имел ничего, кроме книг, а что имел, употреблял на монастырские нужды, на обучение детей и подаяния бедным.

За это в народе Димитрия Ростовского почитали великим светильником православной веры. К лику святых Ростовский митрополит был причислен в 1757 г., а в 1761 г. императрица Елизавета Петровна передала под его защиту и покровительство новоучережденную крепость на Дону, в устье Темерника. Так наш город получил небесного покровителя. И ныне своим жизненным подвигом, деяниями своими, многочисленными творениями излучает Святитель Димитрий свет истины.

Уникальность города Ростова-на-Дону в том, что он носит имя святителя Димитрия Ростовского, который является его заступником и духовным покровителем.

Имя святителя возвратили из забвения Первые Димитриевские образовательные чтения, состоявшиеся в Ростове-на-Дону в 1996 г., в год 300-летия издания первых томов составленных Димитрием «Четьи-Миней». Ежегодное проведение Димитриевских чтений стало традицией в культурной жизни нашего города, способствуя преодолению забвения и восстановлению доброй памяти о святителе.

В 1999 г. в канун 2000-летия Рождества Христова, 250-летия Ростова-на-Дону и 170-летия Ростовской епархии в нашем городе был воздвигнут памятник святителю Димитрию Ростовскому, к которому приходят ростовчане и гости города. И не только праздный интерес приводит их к городской достопримечательности, несомненно, украсившей наш город, а внутреннее стремление почтить память духовного покровителя города.

В центре города на Соборной площади воздвигнут памятник святителю. Сын украинского народа, почитаемый на Руси митрополит Димитрий Ростовский несет нам свое слово — заветы его потомкам:

«Будь, человек, усерден, всегда гори духом, избегай уныния и холодности».

«Не расходуй попусту времени жизни твоей, данного тебе на исправление души, на приобретение вечных благ».

«Не растрачивай попусту дней своих, но совершенствуйся с течением времени. Не даром дана тебе настоящая жизнь, но затем, чтобы ты каждый день употреблял с пользой, совершал подвиг добродетелей и никогда не был праздным».

«Возжигай же всегда свой светильник, смотри, чтобы он не погас в тебе и не оставил тебя во тьме нечувствия и лености».

«Ярости, гнева и злословия всячески опасайся, чтобы не помрачилось твое сердечное око».

У бессмертных по своему смыслу идей есть свойство быть идеями «работающими». В должной мере это относится к идеям выдающихся педагогов современности: Антону Семеновичу Макаренко и Василию Александровичу Сухомлинскому, профессиональное становление которых связано с Полтавским педагогическим институтом, а педагогическая деятельность осуществлялась на Украине. Но разве можно делить эти имена на «наших» и «не наших», пренебрегая многообразием духовного опыта народов?

Позволю себе отступление личного характера. В моей профессиональной жизни мне посчастливилось быть в Полтавском педагогическом институте, знакомиться с опытом коллег-преподавателей кафедры педагогического мастерства, посещать Кременчуг и Павлыш — места, которые стали настоящей педагогической Меккой. Здесь, в местах-символах, многократно убеждаешься в том, что гении, принадлежа своему народу, принадлежат всему человечеству.

История убеждает в том, что успеха добиваются те народы, нации, страны, культуры, которые соединяют опыт общечеловеческой мудрости с духовными традициями своего народа, традиции и инновации, критическое отношение к прошлому с современностью.

Вспоминается еще один из многочисленных фактов нашего единения: не имея своего университета, Область Войска Донского относилась к Харьковскому учебному округу во главе с Харьковским университетом.

И, наконец, кому адресована эта книга? Без сомнения, новым поколениям, растущему человеку.

Актуальной задачей семьи, школы, общества в контексте современных реалий является нравственное воспитание молодежи «в моральном климате памяти»: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Жизнь для ребенка начинается с ближайшего окружения социального и природного: дом – семья – город – село – малая родина – регион – Отечество – наш общий дом (Земля, «планета людей») – Вселенная. Так постепенно расширяется горизонт растущего человека : «от ближнего истока в прекрасное далеко». Растущий человек восходит по ступенькам социализации от собственного «Я» к Человечеству. Это путь от частного к общему, т. е. индуктивный путь — путь постепенного расширения среды жизнедеятельности ребенка.

Именно история позволяет осознавать себя наследниками своей семьи, своей школы, своего города, своей Родины. Живет ли в нас история нашего города, наше достояние и достоинство? Ведь без живой памяти, совести угасает национальное самосознание, чувство гражданственности и патриотизма.

Человечество не придумало лучшей духовной опоры человеку, чем живая память и любовь. Времена не выбирают, но каждый волен выбирать, кого ему любить, за кого нести ответ и о ком помнить. Мир может быть чужим и своим. Можно быть чужеземцем в своем Отечестве. Или достойным сыном его. Тогда каждый из нас в ответе за него. Выбирать волен каждый, для чего Я?

Возможно, читатель увидит субъективное в моих суждениях по поводу прочтения данной книги. Возможно, что читатель придет к другим мыслям, выводам, чем те, что сделаны мною. Но если после чтения данной книги возрастет интерес к истории своего города, своей «малой родины», то составители книги могут быть вполне удовлетворенными.

Самое же главное в уроках истории, по моему глубокому убеждению, состоит в утверждении «истинности Добра и Красоты, доброты Истины и Красоты и красоты Истины и Добра».

Примітки

2. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. — М., 1990. — С. 15.