№ 2 1766. – Екстракт про ченця Анатолія (Мелеса)
Экстракт о монахе Анатолии, которой назвался Епископом Мелетинской епархии.
Оной Анатолий, будучи Ея Императорскаго Величества малороссейскаго переяславскаго полку природным подданным, в 743 году из России за границу ушел и, бродя в Польше и в волоской земле, чрез происки монашество и иеромонашество получил.
В 749-м году пришел в Афонскую гору в павлогеоргиевском мнтре, чрез полшеста мца в архимандрита произведен и под именем тамошних монашествующих с святынею в Россию для получения милостыни приезджал, которому от Синода дано 1120 р., от Ея Императорскаго Величества пожаловано 3000 р. да ему особо 1000 р., и сверх того от Синода дозволено ему было просить в России милостыни три года; но сколко ж он той милостыни собрат, не дав по обязателству своему известия, в 754-м году отбыл за границу, и те днги отдал ли в мнтр неизвестно.
После того в 755-м году по изволению единаго бываго константинополскаго патриарха Кирилла, без избрания протчих архиереев, во епископа с наименованием запустелой от древних лет мелетинской епархии двумя епископами в митру произведен, а данною от патриарха ему грамотой позволено архиерейская там действовать, куда произведен будет. О каком неправилном Ево Анатолия во архиерея производстве и протчия архиереи оному своему патриарху протестовали. Почему он Анатолий принужден оттоль отбыть.
В 757-м году прибыл он, Анатолий, в Санктпетербург под некоторым якобы касающихся к ползе Ея Императорскаго Величества интересов обстоятельством по должности своей как оными правилами и духовным регламентом повелевается в Синоде не явился; и тогда по
Февраля 12 дня сего 767 года по доношению иностранной колегии объявлением имянного Ея Императорскаго Величества повеления оной Анатолий в означенном мнтре включен в штатное монашествующее число.
А сентября 27 дня сего ж году Стейшему Синоду присланным онаго макариева мнтря архимандрит Амвросии с братиею на онаго монаха Анатолия доношением представил: что он, будучи в том дверми во двор овчии, но пролазяй и нуды, той тат есть и разбойник; Синодом он, Анатолий, за правилнаго архиерея не признан.
Как же в 758-м году он, Анатолий, от Сената за границу отпущен, то в Запорожской Сечи без дозволения духовной власти по допущению запорожцов архиерейское сщеннослужение действовал со изключением из возглашения епархиалнаго архиерея, а вместо того упоминал свое имя, и пришелцов из заграницы, бродяг принимая, с собою к сщеннослужению допускал, а на высокоторжественныя дни в 759-м году ноября 24 и 25 числе не толко не служил, но и на всенощных бдениях, и на молебствиях не был.
По прибытии ж из Запорожской Сечи от Сената велено ему, Анатолию, явится в Синоде, где он и явился, и в самоволном служении в Запорожской Сечи сам признался, а потом по задержании ево в синодалной канцелярии в допрос не пошел.
760 года февраля 18 дня Синод за силу Стых апостоле и Стых Оц на соборех утвержденных правил определил ево, Анатолия, за вышепрописанныя Ево вины, лиша его архиерейскаго сана и иеромонашества, простым монахом послан в неисходное содержание Сибирской епархии в Троицкой кодинской мнтрь, а Ея Императорскаму Величеству поднесть от Синода всеподданнейший за известие репорт, что и исполнено.
В 762-м году декабря 26 дня, по имянному Ея Императорскаго Величества указу, объявленному Синоду ис кабинета Ея Императорскаго Величества, оной Анатолий Тоболской епархии ис кодинскаго мнтря переведен для житья Нижегородской епархии в макариев желтоводской мнтрь, коему в пропитание производить велено три братския порции. //мнтре, тяжкое чинит Бгоненавистное грехопадение, в чем де он, архимандрит, ево, Анатолия, увещевал. Почему он в том при игумне Фаддее принес повинную.
По определению Синода посланным нижегородскаго печерскаго мнтря к архимандриту Софронию указом велено об оном, не чиня в разсуждении важности греха ни малейшаго разглашения самым оным Анатолием в силу гдрственных прав, изследовать и по изследовании представить Синоду.
Напротив того, и оной Анатолий поданным нижегородскому Еписпу и присланным Синоду доношением представлял на означеннаго архимандрита Амвросия таковое ж тяжкое грехопадение.словесем // самого Хрта Спасителя таковым яко той иже не входяй
По следствию ж печерскаго мнтря архимандрита Софрония оказалось, что игумен Фаддей, которой по тому делу подлежал к допросу во свидетелстве, за умертвием ево еще до получения указа не допрашиван.
А монах Анатолий против показания на него учинил запирателство.
Ноября 25 дня сего ж году присланным в Синод преосвященный Анатолий, бежав из макариева мнтря, явился в нижегородской дховной консистории, и во отвращение произходимых у него с нижегородский доношением представил, что помянутый монах Архимандритом Амвросием ссор и безпокойств требовал // о переведении в другой мнтрь резолюции. А оной де Анатолий до получения указнаго повеления для жителства послан в Благовещенской мнтрь.
Сего декабря 25 дня помянутый монах Анатолий в канцелярии Стейшаго Синода явился и показал, что он из Благовещенскаго мнтря сего ж декабря «18» дня бежал, для того, что из нижегородской консистории хотели во послать в макариев мнтрь по прежнему, почему он для прозбы о покровителстве в Синоде и явился.
РГАДА. – Ф. 18. – Оп. 1. – Д. 218. – Л. 5-6 об.