13.02.1889 р.
І.І. Лиман, В.М. Константінова
6 февраля. Дифтерит все еще продолжает свирепствовать, хотя в более слабой форме. Есть целые семьи, где почти не осталось детей. Такой столь злокачественной форме дифтерита немало способствуют гигиеническия условия жизни наших поселян. По заявлению врачей, их помощь оказывается бессильною, т. к. абсолютно нет никакой возможности изолировать больных и нет возможности произвести дезинфекцию. Для устройства изоляционных больничек, словом, для борьбы с эпидемией, нужны средства, а их пока нет. Наше богатое земство до сего времени довольно равнодушно относилось к вопиющему злу.
На днях прибыл к нам инспектор таврической врачебной управы и тотчас же отправился в уезд, дабы лично убедиться, в какой степени распространилось эпидемическое зло и какия меры приняты к его уничтожению.
Местная мужская гимназия уже открыта – и учебные занятия возобновились. В самом здании гимназии были случаи заболевания дифтеритом, но смертельных случаев, как сообщено было в корреспонденции от 16 января, не было.
Несмотря на постигшее зло, бердянцы не унывают и веселятся, как могут. Сезон клубных вечеров, журфиксов в полном разгаре. Местные негоцианты дают даже костюмированные балы, которые проходят с особенным шиком. Жаль только, что у нас отсутствует военный элемент. Известно, что сыны Марса – лучшие дамские кавалеры, а их у нас на весь Бердянск только три. Конечно, наши дамы с грустью вздыхают о душках-военных. Недавно старшины русского клуба решали глубокомысленный гамлетовский вопрос: быть или не быть? Дозволить вход в клуб актрисам местного театра или не дозволить? Постановили: дабы сохранить добродетель и непорочность в сердцах мужей и дабы дам не раздразнить, вход в клуб актрисам воспретить. Так и кажется, что наши блюстители общественной добродетели недавно прибыли из земли папуасов.
Антрепренеры и артисты повсеместно жалуются на плохие сборы, на равнодушие публики к театру, на охлаждение к искусству. Между тем, умственный уровень населения с каждым годом прогрессирует, а с тем вместе увеличивается потребность в эстетических удовольствиях, к числу которых принадлежит театр, имеющий, вместе с тем, столь важное воспитательное значение. Причина охлаждения и равнодушия кроется, конечно, в самих жрецах искусства, которое так усердно предается забвению. Театр в большинстве случаев представляет авгиевы конюшни, в которых царит распущенность, грязь и полное отсутствие мало-мальски серьезного отношения к делу. Мелкия провинциальныя сцены наводняют собою люди не только разных племен, наречий, состояний, но разное отребье, подонки общества; изгнанные, исключенные из разных слоев общества ищут себе приют на сцене. Тип мелкого провинциального актера всегда рельефно выделяется среди других общественных типов. Красный нос, свидетельствующий о наклонности к сильным возлияниям, дырявые сапоги, рваное пальто, засаленная фуражка, бритая, но колючая физиономия – вот отличительныя черты этого типа. Есть, конечно, исключения, но они, к сожалению, редки.
В этот театральный сезон Бердянск поставлен, сравнительно, в лучшия условия. У нас гостит довольно порядочная труппа под управлением г. Михайлова-Муравьева. По крайней мере, из 4 – 5 спектаклей один всегда бывает удачным по исполнению. Отрадно, что на сцене появились бытовыя русския пьесы, тогда как в предшествующие годы нас угощали или французскими мелодрамами, или убийственными пьесами в роде «Разбойника Гаркуши» или «Разбойника Чуркина» и т. п. Из артистов заслуживают должной похвалы г-жа Неверова, гг. Вишневский и Караулов. Труппа имеет хорошие сборы.
Одесский Вестник. – № 42. – 13.ІІ.1889. – С. 2 – 3.