Початкова сторінка

Ігор Лиман (Бердянськ)

Персональний сайт історика України

?

№ 205 1820, січня 29. – Указ Катеринославської духовної консисторії Херсонському духовному правлінню з докладною регламентацію заходів, спрямованих на упередження конфліктів між військовим і парафіяльним духовенством

Копия. № 102-й. Получен февраля __ дня 1820 года.

Указ Его Императорскаго Величества самодержца всероссийскаго из Екатеринославской духовной консистории в Херсонское духовное правление.

По вступившему к Его высокопреосвященству Иову архиепископу Екатеринославскому, Херсонскому и Таврическому и кавалеру от полеваго 2-й армии обер-священника протоиерея Иоанна Яновитскаго рапорту, в котором, прописывая принесенные ему от некоторых подведомственных ему полкових священников, квартирующих с полками в здешней епархии, жалобы, что приходские священники не допускают их отправлять в церквах своих священнослужений даже и после отношений о том полковых командиров к местным духовным начальствам, а тем и отклоняют их, а особливо в зимнее время, когда не можно разбить полковой церкви и по неимению в иных полках оных от исполнения своей обязанности;

кроме же сего, в некоторых местах епархиальное духовенство отличным армейским священникам, заслужившим от начальства всякое уважение, делает пренебрежение, заставляя, не имеючи отличия, стоять с отличиями при богослужении на стороне, чего армейский священник из уважения на Высокомонаршия // дары зделать не может; а в других епархиях, где расположена 2-я армия, полковыя священники с дозволения епархиальных начальств отправляют те богослужения по [очереди] с приходскими священниками в приходских церквах, и священники приемлют одни от других братско-уважительную почесть и не делают жалоб в затруднение начальства;

просит повелеть кому следует предписать по епархии, чтобы впредь армейским священникам по требованиям их отводимы были приходские церкви и дозволено было б отправлять очередное служение в тех церквах без всякаго препятствия и с запрещением при том, чтоб приходские священники не вмешивались в преподаяние христианских треб военнаго ведомства людям;

в консистории определено и Его Высокопреосвященством утверждено:

как Екатеринославской епархии в селениях находится большею частию в каждом по одной церкви, и притом однопрестольныя, в коих и производимо бывает приходскими священниками богослужения для прихожан их, следовательно, полковым священникам заниматься в тех же самых церквах священнослужением по очереди во всякое время не только не совместно, но даже и не нужно, в том найболее // уважении, что полковые чины и служители могут в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни […] [У тексті слово не прочитане.] в церкви и слушать богослужение, отправляемое приходскими священниками, свободно и без всякаго препятствия, не находя же никакой разницы, полковой ли или приходской священник отправляет таковой долг свой.

В случае же допущения очереднаго служения в приходской церкви могут произойти разныя неудобства и между священно- и церковнослужителями, коих во многих местах бывает по два, по три и более причта, несогласий как в собственных их, так и в церковных доходах; для того предписать всем состоящим в здешней епархии духовным правлениям и благочинным, от них независимым, к непременному исполнению:

1-е, что, где разсположен полк и находится при нем священник, а церковь в том же селении будет однопрестольная, то при случае необходимой надобности, о которой должен знать и приходской священник, дозволять оному безпрекословно заниматься служением в церкве или одному, или совместно с приходскими священниками, но при том всякое пристрастие и прихоть должны быть удалены. //

2-е, где есть церкви двупристольныя, в тех придельную отводить полковым священникам с таковым расположением, дабы [в одно] [Частина тексту пошкоджена вогнем.] и то же время в обеих церквах, если [они] [Частина тексту пошкоджена вогнем.] находится будут без отделения, служение отправляемо не было.

3-е, где есть кладбищные церкви, то и таковыя буде удобно можно дозволить занимать полковым священникам.

4-е, в приходы один другаго и исправлении треб ни под каким видом не вмешиваться, кроме таких случаев, когда кто из полковых или из приходских будет болен или в отлучке, и на места их другие прикомандированы не будут, или же по общему их согласию и дозволению.

5-е, во время постов, а особливо четыредесятницы, когда и полковыя чины и прихожане большею частию говеют, отправлять служение приходскому и полковому священнику поочередно, или в субботные и воскресные дни и совместно, ибо приобщаться святых тайн могут и прихожане, и военные у служащаго священника по принятии исповеди у своего.

6-е, относительно до первостояния при служении, то занимать оное приходскому священнику, хотябы и полковой имел знаки отличия, которыя получил он за службу свою, не может лишить таковаго преимущества приходскаго священника без обид // его и самих прихожан, разве в таком случае, когда полковой будет старее приходскаго в [чине] [Частина тексту пошкоджена вогнем.] священства или добровольно уступлено будет ему первенство, поелику известно, что и военные, и гражданские чиновники по службе и […], [Частина тексту пошкоджена вогнем.] не имея знаков отличия, занимают начальство и первенство пред имеющими оныя и даже в одном чине состоящими с ними; протоиереи же полковыя должны иметь первенство пред приходскими священниками неотъемлемо.

7-е, все сие относится только до зимняго времени, в которое не можно иметь полковой церкви, а летом полковыя священники должны отправлять служение в своих церквах, в которых же полках еще их нет, то священникам оных и летом заниматься служением в приходских церквах на прописанном положении.

И 8-е, нащет исправления в тех приходских церквах треб полковым чинам, как то: исповеди, крещения, погребения, молебствий и поминовений, то полковым священникам во всякое потребное и приличное время заниматься оными не воспрещать, // но с таковым наблюдением, чтобы приходским священникам в таковых же их занятиях помешательства не было. О чем и оному протоиерею Яновитскому дать знать из консистории с таковым добавлением, что поелику он, изъясняя жалобы полковых священников на приходских, не означает ни лица, ни места, ни времени, то консистория и входить в дальнейшее разсмотрение о сем не может.

Генваря 29-го дня 1820-го года.

Подлинный подписали: ризничий и казначей иеромонах Амвросий, секретарь Сафонов, и по листам скрепил повытчик Ровинский. С подленым верно: письмоводитель коллежский секретарь Степан Витвицкий.

Держархів Херсонської області. – Ф. 207. – Оп. 1. – Спр. 1354. – Арк. 1-3 зв.