11.11.1880 р.
І.І. Лиман, В.М. Константінова
Город Бердянск с давних времен и по сие время отличается плохим поведением своих жителей. Убийства, пьянство и воровство у нас не редкость. Хлебные амбары часто подвергались совершенному опустошению в одну ночь. В 1872 г. у N. N. из сарая в доме г-жи Спичаковой в одну ночь украли 200 пудов неколотого антрацита (тогда еще господствовала в городе организованная шайка воров под покровительством полицейского унтер-офицера Васильева). В прошлом году, среди белого дня, около одного кабака было совершено убийство; в другом кабаке был задушен 14-летний мальчик. В этом же году обокраден амбар с пшеницею и ограблена кладбищенская церковь. Трудно пересчитать мелкия покражи, совершаемыя часто в домах обывателей. Около кабаков, особенно по субботам и воскресеньям, постоянно слышатся шум и драки. Недели две назад г. исправнику едва удалось разогнать толпу пьяных у кабака Голобородько, дравшуюся насмерть.
Прошлою осенью, ввиду увеличивающихся беспорядков, начальство города испросило в помощь полиции небольшой отряд солдат. Солдаты эти дежурили по ночам на углах улиц в центре города, а днем около кабаков и разгоняли скопища пьяных. В настоящее время солдаты эти возвращены к месту своего служения, следовательно, весь порядок города остается под охранением небольшого числа полицейских.
Но все вышеозначенные беспорядки совершались еще при лучших финансовых условиях жителей г. Бердянска, когда урожаи были относительно хороши; чего же ожидать теперь, при неурожае, когда у многих из бедняков не имеется ни хлеба, ни топлива? Нужно ожидать, искусство насильного похищения чужой собственности и жизни дойдет до последней степени совершенства.
Проповеди с церковных кафедр о христианской жизни у нас в городе редки. Правда, один из соборных священников, Иоанн Гончаров, проповедующий чаще других, коснулся было в своей проповеди, 29 августа сего года, нравственного упадка нашего города, как, к сожалению, одному из полицейских агентов показалось, что сей служитель алтаря от лица Божия говорит нечто насчет полиции, почему о его проповеди и был составлен им протокол и, вероятно, в храме, так как протоколы совершаются на месте преступления. Протокол этот представлен по начальству. Следовательно, и с этой стороны надежда на улучшение нравственности получила тормоз.
К счастью населения, городская дума ассигновала 10.000 руб. на покупку хлеба и угля для снабжения неимущих. Эти деньги не велики, а потому желательно было бы, чтобы уголь и хлеб покупались по возможно дешевой цене и чтобы господа члены или гласные отнеслись к этому делу добросовестно. Многие из гласных предлагали купить хлеб прямо от земледельцев, но, к сожалению, они, как слышно, встретили противников, настаивающих на покупке хлеба у одного из купцов – тоже гласного думы. Значит, и в этом случае не могут не порадеть родному человеку, и тут гешефты берут верх, и тут рука руку моет!… Стало быть, не все девять тысяч достанутся беднякам, но и богатый купец-гласный не останется без барыша! О, горе нам, живущим во времена господства гешефта! Нет сомнения, что хлеб, купленный из первых рук, обойдется дешевле и может быть куплен в большом количестве, через что удовлетворится большее число нуждающихся. С уменьшением же нужды уменьшается и беспорядок в городе.
Прошу вас, г. редактор, поспешить напечатанием этой статейки; быть может, мой слабый голос будет услышан в нашей пустыне, богатой грязью, буйством и гешефтами. Авось эти десять тысяч будут исключительно употреблены на пользу бедняков.
Гражданин г. Бердянска
Одесский Вестник. – № 255. – 11(23).XI.1880. – С. 3.