№ 87 1777, травня 11. – Указ Слов’янської духовної консисторії Катерининському духовному правлінню по справі про влаштування церкви в слободі Барвінковій Стінці
№ 56. Мая 13 дня 1777 году.
Указ Ея Императорскаго Величества самодержицы всероссийския из Славенской духовной консистории в Екатерининское духовное правление. По указу Ея Императорскаго Величества Славенская духовная консистория слушав Ея Императорскаго Величества из Святейшаго Правителствующаго Синода прошлого марта от 27 дня к преосвященному Евгению архиепископу Славенскому и Херсонскому по доношениям 1-му, господину генерал аншефа, Астраханскаго, Новороссийскаго и Азовскаго государева наместника и кавалера князя Григория Александровича Потемкина, 2-му, его преосвященства состоявшагося указа, коим между прочаго повелено: дабы выходящие иностранцы при первоначалном их поселении в получении християнских треб нужды не имели, как во означенных по приложенной при том указе с ведомости Азовского господина губернатора и кавалера Черткова копии местах церкви ныне построить, так и впредь где за необходимо нужно усмотрится в их селениях строение оных его преосвященству не инако как по сношениям с тамошными господами губернаторами дозволить, наблюдая однако же при всем том, чтоб оное было производимо на основании законов с надлежащим тех церквей всем потребным, тако же и к содержанию будущих при них священно и церковнослужителей удоволствием, // и без крайней бы надобности умножаемо оных отнюдь не было. А по справке в Славенской духовной консистории оказалося, что по присланным к его преосвященству от вышеупомянутого господина Азовского губернатора Черткова сообщению и слободы Барвинкиной Стенки от обивателей прошению о построении вновь во оной слободе во имя Святаго Великомученика и Победоносца Георгия церкви (которая слобода показала и в выше упомянутой приложенной при указе ведомости) посланным по определению здешней консистории прошлого 776 года декабря от 15-го дня в Екатерининское духовное правление указом велено учинить на основании прописанных во оном указе синодалных указов изследование во всех обстоятелствах, касающихся к построению вновь в оной слободе Барвенковой Стенки церкви и о присылке онаго к его преосвященству, на которой указ присланным минувшаго апреля 27 дня к его преосвященству из выше упомянутого Екатерининского духовного правления доношением представлено, что де по поданной от означенных барвенкиностенских обивателей на имя его преосвященства в оное Екатерининское правление челобитной надлежащее изследование учинено, и по оному явлилося: упомянутая слобода Барвенкова Стенка населена малороссиянами при речки Сухом Торце на казенных // землях, дворов двесте пять десят, в них мужска восемь сот пятдесят семь, женска восемь сот шесть, обоего пола тысяча шесть сот шесть десят три души, в близу оной слободы селений, где церкви есть, никаких не имеется, кроме в двадцати пяти верстах состоит слобода Комишеваха, к которой и поныне они приходом принадлежат, за отдаленностию и во время вешнее за разлитием вод как церковного славословия лишаются, так и в получении христианских треб претерпевают немалую нужду, определенная в слободу Барвенкову Стенку господином Азовским губернатором Чертковым состоящая ныне в пусте при крепости Слободской Николаевская церковь по освидетелствованию явилась крепкая, к перестройке и поставке на ином месте способная, и никакова препятствия к разобранию ее не имеется, принадлежащий к ней иконостас ни в чем не поврежден, в разсуждении иконописного художества к бытию в новосооружающейся церкве способен, в добавок строевого удобного лесу выготовленого и на место, где церкве быть, свезенного явилось сорок кубов, ис коих многие на трое распиливаются, гонты приуготовлено пять тысяч, денег наличных в зборе состоит семь сот рублев, мастер приговорен и контрактом // обязался церковь состроить в один год, место под церковь назначено среди слободы способное и от пожарных случаев удаленное, что же касается до церковных утварей, то обыватели обще согласно обязались как сребро, позлащенные сосуды, шелковые облачения, так книги, колокола и прочие подлежащие утвари по заложении церкви все искупить, а ко всегдашнему священнослужению потребная производить из продаж церковных свечей, кошелкового збору и от народных подаяний, в чем писменное дали от себя утверждение с засвидетелствованием их командующаго, и на нем по прожиточеству людей несумнително утвердится можно; священно и церковно служители имеют доволствоватся обыкновенными за мирские требы доходами, при том же пахатной и сенокосной земли для их отведено подлежащее число десятин от слободы в четирех верстах с половиною по речки Торце, а именно для двоих священников по тридцяти десятин, для двух дячков и двух пономарей по толикому ж числу, и того всех сто двадцать десятин, то же и под усадьбы землю в пристойных местах назначили, на что и писменную дали запись, которая в Барвенкиностенском // уездном правлении засвидетельствована, и оная земля в находящихся ныне священно и церковнослужителей в настоящем состоит владении, и на отведенных усадбах они поселились, в чем духовное правление свидетелствует; в слободе Комишевахе, к которой приходом барвинкиностенские обыватели доныне принадлежат, за отчислением упоминаемой Барвенкиностенской слободы приходских дворов остается двесте восемь десят девять, в них мужеска тысяча одна, женска восемь сот семьдесят три, обоего пола тысяча восемь сот семьдесят четыри души; и что по числу тех дворов как церковь Божия так священно и церковно служители не могут иметь никакова в содержании своем оскудения, и что церковь их во всем полном удоволствии как внутренном, так и наружном, в том оной слободы обыватели и священники за своими руками подписку дали; вышеписанная ж поданная от барвенкиностенских жителей челобитная о утверждении под церковной земли запись, о содержании во всяком удоволствии церкви обязателство, и слободы Комышеватой священников и обывателей данная подписка при том доношении в подленнике приложены. Определили, что и его преосвященством подтверждено: //
Как из вышепрописанных обстоятелств к построению в означенной слободе Барвенковой Стенке вновь церкви никаких препятствий не усматривается, а сверх того и вышеупомянутым из Святейшаго Синода указом в оной Барвенковой Стенки вновь церковь дозволено построить, для того послать в Екатерининское духовное правление указ, и посылается, которым велеть в показанной Барвенковой Стенке вновь церковь во имя Святаго Великомученика и Победоносца Георгия по подобию протчих святых церквей по чиноположению церковному Екатерининскому протопопу Иоанну Сулиме соборне заложить, и по заложении оной в духовную консисторию отрепортовать, а при том наблюдать, чтоб в той церкви как престол по силе указа в Святейшем Правительствующем Синоде 1734 года сентября 13 дня состоявшагося в вышину аршина шести вершков и содского, в длину аршина осми вершков, в вышину аршина четырех вершков, так и жертвенник в пропорцию престола и олтаря были зделаны, по состроении ж оной церкви и к освящению приличное все по силе ж указа в Святейшем Правителствующем // Синоде октября 9 дня 1742 года состоявшагося изготовить, чтоб церковные сосуды были серебранные, а по самой необходимой нужде оловянные из чистого олова, и олтарные одежды и священно служителские облачении имелися хотя б шолковые, а когда та церковь построится и приличествующее к освящению со всем изготовлено будет, тогда оное все от духовного Екатерининского правления описав с достоверным свидетелством, ту опись прислать к его преосвященству при доношении, коим и о освящении оной новой церкви тогда ж просить его преосвященства благословения, а по снесении из крепости Слободской в Барвенкину Стенку Николаевской церкви то место, где был престол, оградить, и естьли останется от той церкви дерево к строению не способное, то оное употребить на ограду около церкви или на печение просфор, и Екатерининскому духовному правлению учинить о том по сему Ея Императорскаго Величества указу, маиа 11 дня 1777 года.
Протопоп Полтавский Иоаким Иановский.
Наместник Полтавский иерей Иоанн [Підпис].
ДАДО, ф. 104, оп. 1, спр. 28, арк. 11 – 14.
Примітки
Сухий Торець – річка басейну Дона; протікає територією Донецької та Харківської областей.
Проскура – спеціальний хліб, який використовується для здійснення євхаристії.