Початкова сторінка

Ігор Лиман (Бердянськ)

Персональний сайт історика України

?

№ 86 1776, грудня 15. – Указ Слов’янської духовної консисторії Катерининському духовному правлінню щодо зведення барвінковостінківської Георгіївської церкви

Получен декабря 22 дня 1776 года.

Указ Ея Императорскаго Величества самодержицы всероссийской из Славенской духовной консистории в Екатерининское духовное правление. Сего 776 года декабря 7 дня присланными к пресвященному Евгению архиепископу Славенскому и Херсонскому от его превосходительства господина генерал майора Азовскаго губернатора и кавалера Василия Алексеевича Черткова сообщением, в котором написано, что в Барвинкиной Стенке состоит построенных обывательских дворов двести, а во оных одного мужеска полу восемь сот девяносто душ, а по неимению де тамо церкви жители в требах христианских без оной претерпевают крайнюю нужду, к построению де церкви и для мастеров с прихожан собрано денег семь сот рублей, а как де преосвященный Белоградский епископ Аггей по прошению Екатерининской провинции слободы Алексеевской однодворцов грамматою дозволил состоящую в слободской крепости, поелику там за оставою на Старой линеи прежде бывших латмилицких полков и никакова нет жительства, впусте Николаевскую церковь к употреблению на вновь строющуюся во оной // слободе церковь сломать и туда перевезти, но что де в той Алексеевской слободе уж вновь церковь без разобрания той Николаевской церкви построением приходит к окончанию, то от его превосходительства господина губернатора и предложено Азовской губернской канцелярии, чтоб означенную церковь, не давая ея алексеевским однодворцам, отдать по оценке барвинкиностенским жителям, да и из Ивановской крепости иконостас пред сим взять в пикинерную слободу Петровку к постановлению в тамошнюю церковь, однако де онои и ныне находятся без подстражно в той церкви в пристойном месте в сохранении, а поставлен де там иконостас вместо онаго из той вышеписанной пустой слободской крепости церкви; препровождая он, господин губернатор, при том находящагося в Барвинкиной Стенке священника Иоанна Денисевича его преосвященства как о заложении и о построении в вышереченной Барвинкиной Стенке церкви во имя Святаго великомученика и Победоносца Георгия просит не оставить барвинкиностенских прихожан благословителною грамматою, там иконостаса учинить его преосвященства // архипастырское благословение. А прописанного местечка Барвенкиной Стенки от началника Степана Ромянскаго с обывателми его ж преосвященству доношением представили, что вышеозначенное местечко началось с 742 года и распространилось до сего более двох сот дворов, но и поныне не имеет молитвеннаго дому, чрез что лишается приношений от священника без кровной жертвы, а в случае и приобщения божественных тайн, как де в близосте их селения нет приходов; а хотя в некоторых жилищах, яко то в Комишевахе, земскаго комисара капитана Александрова Тору, и есть, толко в немалом от их разстоянии, более тридцати верст, в бывшей же де слободской крепости по выводе из оной находящихся тамо бывших латмилицких попов и полковых служителей церковь осталась ныне в пусте, коя уже в тое местечко приговорена, и потому его преосвященству донеся и о позволении перевесть ту церковь в селении их, а равно и о закладе храма Великомученика и победоносца Георгия, яко и бытия при их приходе священнику Иоанну Денисевичу, которой де // определен по указу Азовской губернской канцелярии от Водолажской протопопии для исправления мирских треб, и состояния хорошого, просили его преосвященства не лишать благословением. А по справке оказалось, что указами в Святейшем Правительствующем Синоде состоявшимся повелено:

1722 года июня 22 дня о построении церквей в котором месте явится какое сумнение, и таковых церквей без позволения Святейшаго Синода застроеных не достраивать, и вновь не строить, а присылать о том в Святейший Синод доношении. 2-м, того же 722 года октября 30 дня именный Его Императорскаго Величества блаженныя и вечнодостойныя памяти государя императора Петра Великаго собственноручный указ, всем архиереям и протчим чинам обявив писменно подтвердить, чтобы как архиереи, так и по монастырям и прочим местам церквей где напред сего не бывало, или хотя и бывало, но за умалением прихода и за скудостию потребных и за другими необходимостями быть […] [У документі слово не прочитане.], вновь без указу из Синода не делали, понеже всякому здраворазсудному // известно, какое то небрежение славе Божией в лишних церквах и множестве попов; и потому онаго Его Императорскаго Величества собственноручнаго указа обявление предать такое синодалное определение, что ежели которые храня тот Его Величества указ церквей вновь без получения из Синода указу строить не дерзнут, но понудятся о том в Святейшем Синоде подавать, или в епархиях архиереям предлагати, или доношениями их до Синода присылать челобитие, и тем людям в таких челобитных вси до церкви касающиеся обстоятелствы по обыкновению обявить, а именно: на каком месте и на чьей земле, каменную или деревянную церковь построить кто пожелает, и во чье имя, и какая ево нужда к тому новой церкви строению ведет, и чем он священно и церковнослужителей доволствовать будет, и откуду оная церковь будет ко всегдашнему священнослужению потребная получать, и какое на то он положет утверждение, и не сумнителная ль в том будет надежда // и при каких какова звания приходских дворах быть имеет, и те дворы до того времени в которых приходах и в коликом разстоянии от онаго места обретаются, так же и протчие какие ко оному строению важности и необходимые нужды находятся, о чем по подаваемым в епархиях челобитным изследования по тем челобитным правдиво чинить, которые и в Святейший Синод с оными челобитными при доношениях архиереям присылать и ожидать решителных из Синода указов, без которых отнюдь никому церковного строения не позволять и не строить, под тяжким штрафованием; а в которых местах построенные издавна деревянные церкви от огненаго запаления (чего сохрани Боже) згорят или весма обветшают, и вместо тех о строении вновь на прежних местах церквей по челобытью требователей чинить как выше сего изображено. 3-м, 770 года декабря 10 дня в подтверждение оных высочайших указов вновь церквей, где не бывало, без представления // Святейшему Синоду отнюдь нигде не строить, а естли где необходимая в построении вновь церкви нужда окажется, о том представлять Святейшему Синоду на основании высочайшаго Святейшаго Синода определения, где же прежде до сего церкви были, но после обветшают или згорят, таковых хотя на основании же помянутаго Святейшаго Синода определения вновь строить епархиалным преосвященным архиереям и дозволять, но с таковым при том дополнением, что ежели где в приходе будет в селах менее сорока, а в городах менее двадцати дворов, и при них на пред сего церкви были, но оныя обветшают или згорят, то и таковых к построению не представя Святейшему Синоду и не получа указа позволения не давать, а представлением о том Святейшему Синоду чинить на точном основании помянутаго определения. А естли к построению таковых при малих приходах церквей резонов не усмотрится, в таком случае те приходские дворы приписывать по способности к другим церквам, // и впредь церквей уже тут не строить, дабы таковым благоучреждением церкви Божия и духовенство можно было привести в лучшее состояние. И понеже как в сообщении господина губернатора Черткова, так и в доношении барвинкиностенских обивателей не изъяснено,

1-е, на каком месте намерение положено в местечке Барвинкиной Стенке церковь строить, и за устроением церкви чем именно священно и церковнослужители имеют доволствоватись, и откуду оная церковь книги церковныя, облачении, сосуды и протчии церковныи утвари получит, так же ко всегдашнему священнослужению потребная получать будет, и барвинкиностенские обиватели к которой именно церкви ныне приходом принадлежат, и за устроением в оном местечку церкви сколько при церкви, к которой они ныне приходом принадлежат, в приходе оставатся будет дворов, и чрез то оная церковь и священно и церковнослужители не будут ли иметь какова в содержании своем оскудения.

2-е, церковь в пусте // ныне находящаясь Николаевская не обветшалась, и способна ль еще к перестройки и поставке на ином месте, равно и иконостас не обветшал ли и в разсуждении иконописнаго художества способен ли к бытию в новосооруженной церкви.

Того ради по указу Ея Императорскаго Величества в Славенской духовной консистории определено и его преосвященством подтверждено учинить нижеследующее:

1-е, из духовной консистории послать указ в Екатерининское правление, и посылается, коим оному правлению велеть на основании вышепрописаннаго синодальнаго определения востребовать от барвиностенских обивателей челобитной, и по оной учинить виизследование во всех тамо показанных обстоятельствах, ничего не упущая к делу касающагося.

2-е, оному ж правлению требовать от кого подлежит, чтоб в силу вышепрописанных указов будущим при той церкви священно и церковнослужителям, то есть священнику, дьячку и понамарю под усадьбу // пашенная и сенокосная земля писменно формою крепости надана была со означением сколко оной земли мерою, особо для священника, особо для дьячка и особо для понамаря, и с тем, что оная вся земля вечно останется при действителных священно и церковнослужителей той барвинкостенской церкви, которую на дачу по истверждении в надлежащем светском присутственном месте духовному правлению освидетелствовать, те назначенные священнику, дьячку, и понамарю как под усадьбу места, так пашенную и сенокосную для них же землю, и как оную крепость о земли под селидбу, пахатной и сенокосной всем на дачу, так и все о том дело от духовнаго правления прислать к его преосвященству с выражением и от себя о земли // засвидетелствования, и Екатерининскому духовному правлению учинить о том по сему Ея Императорскаго Величества указу. 1776 года декабря 15 дня.

Феоктист архимандрит Полтавскаго монастыря.

Протопоп Полтавский Иоаким Иановский.

У доклада дел канцелярист Григорий Богуновский.

Подканцелярист Василий Гамалия.

№ 114.

ДАДО, ф. 104, оп. 1, спр. 22, арк. 5 – 10.

Примітки

Ландміліцейські полки – поселенське військо, створене у XVIII ст. для оборони південних кордонів Російської держави. У 1713 р. на Лівобережній Україні сформовано 5 таких полків; невдовзі їх було розформовано, а 1722 р. знову створено. У зв’язку з будівництвом Української лінії кількість полків збільшено до 20 (16 кінних і 4 піхотних). У 1736 р. всю ландміліцію зведено в Український корпус. З початком російсько-турецької війни 1735 – 1739 рр. всі полки стали кінними. На 1764 р. їх налічувалось 10 (з них 3 – на лінії). У 1769 р. їх перетворено на мушкетерські, наступного року – злито з регулярними військами.

государя императора Петра Великаго… – Петро І Олексійович (1672 – 1725) – російський цар (з 1682 р.), імператор (1721 – 1725 рр.).