Початкова сторінка

Ігор Лиман (Бердянськ)

Персональний сайт історика України

?

№ 324 1781, лютого 3. – Копія писання Слов’янського та Херсонського архієпископа Никифора (Феотокі) про обставини переходу знам’янських старообрядців до єдиновір’я

Копия. № 111.

Божию милостию смиренный Никифор архиепископ Славенский и Херсонский.

Всем сие чтущим и слышащим паствы нашея православным христианам известно творим, прошлаго 1780 года февраля 14 дня поданным нам Елисаветградской провинции слободы Знамянки жители поселян сто шестнадцать человек доношением представили, по выходе их из Молдавии в Росию на жительство Елисаветградской провинции в слободу Знаменку, в коей приходских дворов имеется сто десять, но за неимением в той слободе церкви в тамошней часовне христианские требы преподает им вышедшие с ними из Молдавии, и другия приходящия с ним священники, отправления ж божественной литургии они вовсе не слышат, они ж всех роскольнических толков отрицаются от всего их сердца и души и признает, что церковь грекоросийская есть истинная, // Вселенская, соборная, апостольская, и все в ней догматы, таинства и чиноположения согласны божию слову, и преданиям Святых Апостол, и седми Вселенских соборов, а вне грекоросийской церкви находящияся состоят в заблуждении, и признают же пред всемогущим Богом клятвою, что истинно и нелицемерно желают к православной грекоросийской церкви присоединится, но как оне из братиею их привыкли к служению по старопечатным книгам и старинному по оным пению, то по новопечатным книгам службы отправляемой слушать не могут, просили, чтоб они не лишались служения божественной литургии и по чиноположению церковному преподаяния христианских треб, благословить им построить в означенной их слободе во имя Знамения Пресвятыя Богородицы церковь, и по построению онной дать святаго мира; так же кого изберут они по чиноположению восточной церкви рукоположить во иерея к той церкви с тем архипастырским снисхождением, чтоб // ему дозволено было отправлять церковную службу по старопечатным книгам и старинному Святаго Дамаскина пению, и чтоб ему по всем делам принадлежать единственно к нам и духовной нашей консистории; и понеже Бог милости щедрот вседействующую своею благодатию по нашим усерднейшим желаниям благоволил оных просителей купно с их фамилиами к святой кафолической и апостольской грекоросийской церкви обратить, и мы веруем, что сие отрицание от раскола и клятвенное веры признание их истинное и нелицемерное, того ради благодаря всемогущему Богу объятиями пастырскими объемлем их и отеческим лобзанием целуем яко истинных во христе чад наших почитая.

А при том определили: Елисаветградской Успенской церкви священнику Димитрию Смолодовичу в состоящей у них часовне прочетши положения приобщения раскольников молитвы именно обяснить, что они все присоединены к кафолической и апостольской // грекоросийской церкви, истенныя и правоверныя чада ея и братия православных христиан.

2-е, дабы впредь никто из православных христиан не дерзал их ни именовати ни почитати расколниками, но всех бы их христианами правоверными, яко же и мы почитаем и именнуем.

3-е, дозволили им по прошению их тому же священнику Димитрию Смолодовичу церковь во именнование Знамения Пресвятыя Богородицы в показанном их слободе Знаменке на том месте где часовня состояла заложить, которая как с присланнаго к нам от онаго иерея Смолодовича доношение значит, того 780 года маия 3 дня заложена, а во время посещения нашей епархии июня 16 дня оная церковь по совершении и украшении ея по обычаю грекоросийская церкви нами на выданном от нас святом антиминсе и освящена.

4-е, онную церковь непосредственно в ведомстве нашем и консистории нашей мы оставили, так же служение и исправление треб // христианских иметь на старопечатных книгах, толко бы оные в Росии были печатанные.

Тако ж и пение по их обыкновению отправлять позволяем, равным образом избранного ими кандидата во иерея ежели достоин явится рукоположить обещаем, до избрания ж ими кандидата достойнаго определен к той новопостроенной Знаменской церкви для священнослужения и исправления христианских треб епархии нашей слободы Сухаревой священник Стефан Попов.

О сем от нас и в Святейший Правительствующий Синод августа 3-го репорт послан. А сего февраля 1-го дня вышеписанной слободы Знаменки староста Мартьян Иванов от общества поданным нам доношением прописывая, что видя вышепрописанную в их селение по дозволению нашему устроенную и освященную церковь как той слободы жители так и околичных присоединились к православной церкви, и ныне многие желают присоединиться, желая только знать, на каком основании оная // церковь построена, просили о том дать им за подписанием нашим писанию; почему оны видя сих благочестивых просителей Богу приятное и похвалное не толко о спасении своем, но и других попечение, судили с изъяснением вышепрописанных оснований дать им, просителям, во уважение что оне суть истинные христовой церкви чада, за собственноручным нашим подписанием сие наше писание, которое и дано при печати нашей кафедральной в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре лета от рождества Христова 1781 года февраля 3 дня.

Вышеименованный Никифор архиепископ Славенский и Херсонский.

ІР НБУ, ф. V, спр. 468, арк. 14 – 16 зв.

Примітки

старинному Святаго Дамаскина пению… – Дамаскин (Іоанн) – один із найвідоміших богословів та отців Східної церкви. Народився близько 673 – 676 р. Був першим міністром дамаського халіфа. Відпустив своїх рабів на волю, пішов до монастиря. Славнозвісний поет-гімнолог. Написав до 64 канонів.