№ 322 1780, липня 16. – Витяг з послання Слов’янського та Херсонського архієпископа Никифора (Феотокі) до старообрядців
Всем именующим себя староверами в Славянской и Херсонской епархии обитающим благодати небесныя и просвещения к познанию истины от Господа и Спаса нашего желаем.
Разсмотряя овцы мне милосердием Божиим ввереннаго стада и по должности моей о спасении их разсуждая, вижу, что и ины овцы имама, яже не суть от двора сего, и яко и тыя ми подобает привести и глас мой услышат, и будет по словеси Христовому: едино стадо и един пастырь.
А что вы, именующие себя староверами, те овцы есте, которыя от сего двора отлучились, известно есть и нет никакого сомнения.
Но каким образом вас привести, как паки в стадо обратить, как склонить возмогу к тому, дабы вы мой глас услышали и более многих стад не составляли, но было бы едино истинное стадо, пасущееся на божественной и православной пажити, пресыщающееся небесной пищею, и пиющее чистое питье благочестия.
Я вижу то в вас, что Апостол Павел о евреях сказал: свидетельствую бо им яко ревность Божию имут, но не по розуму, евреи по ревности отвергали веру в Господа нашего Иисуса Христа; да и сам Апостол Павел по ревности гонил верующих во Христа, вы по ревности удаляетесь православной Христовой церкви и православных христиан чуждаетесь. Они мняще веру в Христа противну быть закону Моисееву соблазнялися; вы, думая, что церковь российская переменила апостольския и отеческия предания смущены и расточены стали. Но как ревность у евреев была не по разуму, так и ваша ревность истиннаго знания не причастна.
Я рода греческаго, в Греции рожден, воспитан и священства удостоен; святейших патриархов, как то Константинопольскаго и Ерусалимскаго и разных из первейших греческих архиереев видел, и чрез многое время имел с ними обращение, с преосвященными Иверскими, с христианами аравлянами, далматами и булгарами многими о их церковном чине речь имел, с начальными горы Афонской и горы Синайской иноками, кои с великим тщанием и самые малые обряды наблюдают, многожды разговаривал, в Валахии и Молдавии прибывая многия книги древние читал, и сего ради свидетельствую вам пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, что ни в догматах, ни в таинствах, ни в священных обрядах, ни в божественном служении, ни в церковных канонах, ни в отеческих преданиях, ни в книгах церковных, ниже в учении нравственном есть какое либо церковное различие между всеми вышеупомянутыми и россиянами, но совершенное и исправное согласие, даже до иоты и точки, а все суть едино духовное тело. Един Господь, едина вера, едино крещение, все между ними согласное и сходственное без всякой разности. Так что даже удивлялся я многожды величеству промысла Божия, разсуждая, что хотя толикая разность языков, толикая отменность племен и народов православных, толь великое между ними разстояние, однако все православные согласно и единодушно тем же образом Богу поклоняются и слово веры проповедуют. Вы токмо одни от всех православных разнитесь в заповедях церковных, так что даже и сами между собою имеете зело важныя церковныя отмены.
Я с немалым прилежанием изследывая, кто был первый сеятель сего раздора, кто первый отлучил вас и отторгнул от святейшия нашей общей и апостольской православной церкви, сыскал в соборе Киевском, что он был некто Мартын образом монах, а родом и ересью армянин, который прошел многия места, в том числе и Рим, где, повидимому, вкусил нечистоты; наконец около лета Господня 1150 и в Россию пришел, но объявил себя греком православным и притом Константинопольскому патриарху сродником. Он не только по разным местам свои еретическия посеял догматы, но и книгу, которая наименована Истина.
После сего льстецы были еще в Сибири 1660 года ваши главныя три учителя раскольническия, их же имена: Иосиф Астомен, армянин же, Иаков Летихин, также монах Авраам, венгерский родом жидовин, из коих первый да последний между прочими нелепыми противу естества и разума, учили страстный и Богу прегнустный грех делать, т. е. Ужасному и богоненавистному самаго себя сожиганию. Из чего следует, что вы будучи таких учителей учениками, не можете быть единодушны и согласны в вашем благочестии и обрядах, но противны и разногласны, подобно как строители столпа Вавилонскаго…
К сему прибавить можно и то: вы ни церкви не имеете, разве какой неизвестной и потаенной, ни священника, кроме какого вероломнаго отступника, который или по безконечной своей злости или отлученный за злодеяния бежавший от православной церкви у вас прибежища сыскал, ниже святаго мира, разве часточку украденнаго, по большей части сомнительнаго и за великия деньги вами купленнаго, ниже архиерейскаго благословения, ни проповедания слова Божия; но всех сих духовных даров и благодати остаетесь лишены и вы имете глад ни в хлебе, но в слове Божием, по словам пророка Аммоса. Православные же христиане не токмо безчисленныя преукрашенныя и великолепныя церкви имеют, но и все степени священства и весь монашеский чин, всех таинств священнослужения, всякия благодати и божественных даров преизобильное подаяние, словом, Божие без прерывно у них чтется, слышется, проповедуется…
Глаголю бо вам словами Божественнаго Павла: им же паки болезную дондеже вообразится Христос в вас, прийдите, отеческим и пастырским гласом призываю, прийдите, обратитеся ко мне, глаголет Господь сил, и обращусь к вам, приступите к нему и просветитеся и лица ваши не постыдятся. Се отверзаю вам врата церковныя, уготовляю святилище, предлагаю тайны, обещаю духовныя благодати и пастырское благословение, прийдите, я имею отверстыя объятия, да обыму вас с отеческим сердцем и в веселии духа; ожидаю вас, не отлагайте времени обращения под различными видами, ниже начальникам вашим (буде они вам попрепятствуют) повинуйтеся, ибо они собственных прибытках, пользе и тщетной славе стараясь не хотят попустить, чтобы вы к свету православия приступили; обратитеся без отлагательства к святой матери нашей церкви; я же не иначе после вашего обращения как сынов возлюбленных восприиму, прочим православным братиям присоединю, священников вам определю, церкви иметь вам дозволю, а что еще более все священники будут вам скоры, чтобы совершать священная, и все церкви вам отверсты. А наконец будете от всех православных христиан любимы и почитаемы, и от меня всегда защищаемы и ободряемы, от Бога милосердно возлюблены и божественною его благодатию обогащены. Приидите убо, приступите.
Сей глас смиреннаго вашего пастыря и архиерея вы должны разуметь не так как глас человеческий, как некогда с небес Павла, первее гонителя церкви, а потом Апостола призвал. Сей глас мною произнесенный мою исполняет должность, а вами услышанный дарует вечное спасение, но как я, если бы такового гласа не произнес, должен был бы Богу судии в страшный оный день, в который все будем судимы, ответ дать, так вы должны будете за оный отвечать, когда явитесь пред страшный его престол.
Почему вы сие моего пастырскаго отеческое призвание услышать должны, а не презирать, ибо естли вы услышите, Бога услышите, по слову единородного его сына, “слушаяй вас, меня слушает, а отметаяйся вас, меня отметается, отметая же мене, отметается пославшаго мене”.
Никифор архиепископ Славенский и Херсонский.
Скальковский А.А. Хронологическое обозрение истории Новороссийского края. 1731 – 1823. – Одесса, Городская типография, 1836. – Ч. І. – С. 275 – 279;
Републіковано:Е.К. Церковно-исторический очерк основания в Херсоне викариата и его жизнедеятельности (по поводу его пятидесятилетия). 1853 – 1903. – Одесса: “Славянская” типография Е. Хрисогелос, 1905. – С. 179 – 183.
Примітки
Наводиться повний текст витягу, опублікованого у виданні: Е.К. Церковно-исторический очерк основания в Херсоне викариата и его жизнедеятельности (по поводу его пятидесятилетия). 1853 – 1903. – Одесса: “Славянская” типография Е. Хрисогелос, 1905.
…с преосвященными Иверскими… – йдеться про грузинських архієреїв.
Аммос (Амос) – пророк, сучасник пророків Ісаї та Осії, народжений в іудейському місті Текоа. Його пророцтва, що складаються з 9 глав, входять до 3-ї книги збірника 12 малих пророків.