№ 310 1779, травня 4. – Чернетка донесення Катерининського духовного правління Слов’янській духовній консисторії по справі дячка І. Рокитянського
В Славенскую духовную консисторию
из Екатерининского духовного правления
Доношение
Сего 1779 года апреля 13 дня ведомства сего нововодолазкой Николаевской церкви священник Иоанн Курдиманов поданным в сие правление репортом объявил: сего де апреля 7 числа означенной церкви рукоположенный дьячок Иван Рокитянский бежал было неведомо куда, и сего ж течения 13 числа возвратясь пришол в предписанную церковь во время отправления литургии в платьи пикинерном, называя себя жалованным пикинерным солдатом; а как де он о рукоположении своем имеет архиерейскую граммоту, по безчинным же его и беззаконным проступкам подлежит к суду, то он, священник, репортуя просил о том рассмотрения.
По которому репорту предпомянутый дьячок Иван Рокитянский в духовное правление будучи сыскан о побеге своем от церкви, тож и о надетии пикинерного платья допрашиван и показал: сего де 779 года апреля 7 дня учинил он побег от церкви по причине той, что дьячок Артем Цибулников его настращал, // якобы протопоп Иоанн Сулима определение положил его публично сечь и оковав с женою нововодолазкой Николаевской церкви диякона Ивана Рокитянского Пелагиею в Полтаву отсылать; и как он чувствовал за собою вину ту, что с означенною дьяконицею жил блудно в прошлом 778-и и в нынешнем 779-м годех, о чем он того ж апреля 3 числа пре приходским его священником духовного правления присутствующим Иоанном Курдимановым в доме его винился и штрафован, то по тем причинам убоясь объявленных дьячком Артемом настрашок с Новых Водолаг без ведома священнического отлучился и прибыв в крепость Козловскую апреля 8 числа явился там к находящемуся Екатеринославского пикинерного полку полковнику Лалашу с прошением, чтоб он его причислил в пикинерную службу, которой, приняв от него писменное доношение, в полк причислил и дал повеление своему атьютанту выдать ему пикинерное платье, которое ему и выдано, подкажанник, штаны голубого сукна, пояс и галстук, и определен он в полковую канцелярию к писменным делам, а к присяге его не приводили; где побыв он два дни просил полковника об отпуске его в Новые Водолаги, которым он и отпущен с сроком на пятнатцать дней, на что и билет ему дан, которой при допросе он представил.
Священник Иван Курдиманов по требованию духовного правления о признании дьячка Ивана Рокитянского в житии // блудном с дяконицею и штрафовании его репортом объявил: вышеписанного апреля 3 числа поутру нововодолазкой Николаевской церкви дьячок Артем Цибулников привел к нему, священнику, пойманную ночью при мужу ее диякону Рокитянскому жену его Пелагею с предписанным дьячком Иваном Рокитянским якобы в прелюбодеянии, в которое время случились быть у него, священника, три человека, нововодолазкие жители Данило Гордеенко, Тихон Неежсало и Василий Пятница, при коих оные приведенные без всякого его и словесного допроса обе персоны с которого времени в прелюбодеянии кровосмешением сквернились безпристрастно винились.
И хотя он, священник, в разсуждении важности оных гнуснейшаго беззакония для изследования, определения и решения оного намеревал да и послал было в духовное правление, но первее за отсутствием оного правления правителя протопопа Иоанна Сулимы, при том по усилной прозбе преступников и случившихся у него прописанных прихожан, чтобы в далнее сведение и публику дела не попустить и опасаясь, чтобы до приезду правителя протопопа содержащимся им под караулом и в отчаяние от стыда впадшим каким либо умыслом наваждением дияволским не лишится самими собою и самой своей жизни, принужден оного о том собою просившаго виновнаго дьячка Рокитянского телесно но келейно с ощадкою наказать розкою, дьяконицу ж Пелагию пришедший в то время отец ее нововодолазкой житель Исай Котляр с мужем ее дияконом Иваном огорчен будучи таким ее скверным и человечеству непристойным проступком // с сожаления в доме ж его, священника, таскал за волоса и телесно наказывал, до чего хотя он, священник, с случившимись и не допущал, но ничего успеть не мог.
Противу которого репорта дьячок Иван Рокитянский в дополнение своего допроса показал: того де апреля 2 числа когда он шол мимо дворе диякона Рокитянского, то жена его усмотря в окошко позвала его, дьячка, в дом свой, куда он пришедши пил горелку с случившимися там гостми, причем пришол муж ее диякон, и он, дьячок, при том почувствовал, что напился до пяна, на потолок избы взлез и заснул, между тем не знает каким образом дьячок Артем сонного его там сыскав стаскал оттудова за волосы и бил по щекам, потом повел к священнику Демяну Сердечному, где спрашивали его не для того ли он зашол к диякону Рокитянскому, чтоб с дьяконицею учинить блуд, на что он пред ними доброволно сознался.
Что быди он пян взлез туда спать и блуда с нею того числа не имел, а прежде с показанною дяконицею жил блудно. После чего отпущен он, дячок, в свой дом, где спал до утра, на другой же день взяв его дьячок Артем повел к священнику Ивану Курдиманову, где и сознал он свою вину в том что жил блудно показанного диякона с женою его, причем и оная дяконица, будучи призвана, в том самовольно и безпристрастно винилась, после чего хотя оной священник и приказал было обоих их отвесть в духовное правление, но чтобы дела не распространять просил он, дьячок, чтоб его сам оштрафовал, почему он и наказан там розгами и отпущен; причем и дьяконица в присутствии // мужа своего отцом ее Исаем Котлярем так же телесно наказана.
Дьячок Артем Цибулников показал: апреля 2 числа послыхавши он, что диякон Иван Рокитянский в доме своем жену свою бил и она крычала, пошол туда и начал от того бою унимать, спрашивая, за что он ее мучит, на что он ему сказал, что застал в доме блядунов, а как она закрычала на домашных, чтоб свечи не светили, то он, дьячок, разсуждая, нет ли кого в самой вещи, в сенях начал с лучиною обыскивать и на потолок избы сыскал дячка Ивана Рокитянского, и как ним, Артемом, примечено, что он, Рокитянский, весма часто, а особливо в небытность диякона, ходил, то подозревая, не живет ли он с нею блудно, повел его к приходским священникам, пред которыми он и винился, он же, Артем, его, Рокитянского, что будут его публично сечь и ковать не стращал, а он сам, чувствуя себя виновным, от церкви бежал.
Жена диякона Ивана Рокитянского Пелагия против показания дьячка Ивана Рокитянского допрашивана и показала, что она с показанным дьячком Иваном жила прелюбодейно прошлого 778 года с июня месяца, то ж и в нынешнем году, о чем муж ее диякон Иван был не сведом, и сей свой грех апреля 3 дня священнику Ивану Курдиманову, будучи призвана в дом его, сознавала она безпристрастно; кроме же его, дьячка, более ни с кем она прелюбодейства не чинила.
Диякон Иван Рокитянский показал: вышеписанного апреля 2 дня в вечеру, когда уже он лег спать и жена его Пелагия с ним не ложась пошла с избы в сени, то он за то осердясь начал ее в сенях бить, в которое // время дьячок Артем пришедши спрашивал о причине боя, на что он, диякон, ему сказал, нет ему до того дела, причем он, Артем, отняв с рук жену его полез на потолок избы и сыскав там дячка Ивана Рокитянского стаскал оттуда и повел з двора, а зачем он на потолок взлез он, диякон, спросить его не успел, а жена его жила ль прелюбодейно с оним дьячком Рокитянским или нет он о том не ведом.
По справке в духовном правлении оказалось, что оной дьячок прошлого 1777 года марта 23 дня пресвященным Евгением архиепископом С[лавенским] и Херсонским рукоположен к предпомянутой Николаевской церкве в стихарного дячка, и граммота ставленная за рукою высокопреосвященства ему дана; лет ныне ему от роду дватцать два, холост, часто поминаемому диякону Рокитянскому двоюродный по отцу брат. [У тексті викреслено: В правиле ж Святых Апостол 25-м напечатанно: презвитер, или диякон, или причетник ят и обличен быв в блуде подлежит извержению. Святаго поместного собора иже в Новой Кесарии правило 8: причетник аще ведая жену свою в прелюбодеяние впадшую ее не отпустит да извержется. Правило втораго собора 67: кровосмешницы яко убийцы на двадесят лет запрещаются или на дванадесят смотря по различию лиц, а как с вышеписанного оказалось, что дячок Иван Рокитянский впал в кровосмешение с вышепомянутою дяконицею Пелагиею, притом самовольно оставил причетничество, то духовное правление на основании вышеписанных правил полагает мнение: 1) лишить его, дьячка Ивана Рокитянского, вовся причта духовнаго и отобрав грамоту отослать в светскую команду для определения // куда способен окажется; а за кровосмешение как его, так и дияконицу предать церковному покаянию на сколько лет будет благорассмотрение. 2) диякону Ивану Рокитянскому, коего жена явилась в прелюбодеянии и кровосмешении, подлежит или оставить жену, или дияконский чин. 3) чтоб впредь командующим полками поводу не было самим собою без свидетелств и без справок духовного причта людей принимать в военную службу, о том писать куда заблагоразсуждено будет. Что все духовное правление предает в полное Вашего Высокопреосвященства архипастырское благорассмотрение. Предпомянутый же дьячок Иван Рокитянский с данным ему Екатеринославского пикинерного полку от полковника Лалаша билетом, тож и диякон с женою своею Пелагиею при сем посылается; тож и подлинные допросы оных преступников при сем прилагаются. Апреля 20 дня 1779 года.
Протопоп Иоанн Сулима. ] //
Как он винился сам в блудодействе с предпомянутою дияконицею хотя и следовало на разсмотрение представить его в д[уховную] к[онсисторию], но при производстве дела взят он был из под караула на поруки отчимом своим нововодолазким жителем Василием Кобеляцким, которой минувшаго апреля 24 числа в д[уховном] п[равлении] явясь обявил, что он, Рокитянский, 20 числа сего течения без ведома его из дому отлучился, известно ж ему, Кобеляцкому, учинилось, что он, Рокитянский, пошол в крепость Козловскую в Екатеринославской полк.
Почему того ж // апреля 24 дня промемория в показанной полк из сего правления нарочным дячком Федором Дривалевым послана с требованием о исключении ис полку показанного дячка Рокитянского и о присылке его сюда за караулом. Которой Дривалев возвратясь […] [У документі слово не прочитане.] объявил, что промеморию за отлучкою полковника Лалаша в полковую канцелярию подал, о чем ему и расписка дана, которую и представил; о дячке ж Рокитянском донес, что он находится в крепости Козловской в полку, и сего апреля 28 числа козловским священником Иосифом Юхновским приведен и к присяге; и как по сие время означенной дячок с полку не прислан, да и на промеморию в ответ ничего не получено, то дух[овное] правление о том консистории нижайше репортуя при сем доношении предпомянутого диякона Ивана с женою его Пелагиею на благоразсмотрение представляет, подлинные ж допросы оных винившихся в блудодействе при сем прилагаются.
Мая 4 дня 1779 году.
ДАДО, ф. 104, оп. 1, спр. 38, арк. 20 – 23 зв.