Початкова сторінка

Ігор Лиман (Бердянськ)

Персональний сайт історика України

?

№ 299 1778, березня 9. – Указ Слов’янської духовної консисторії Катерининському духовному правлінню з відмовою задовольнити прохання У. Гончаренко про видачу дозволу на другий шлюб

№ 31. Марта 16 1778 году.

Указ Ея Императорскаго Величества самодержицы всероссийския из Славенской духовной консистории в Екатерининское духовное правление. Минувшаго февраля 23 дня из онаго Екатерининского духовнаго правления доношением по поданному в то правление прошлаго 777 года октября 6 дня ведомства онаго правления слободы Малой Водолаги от женки Иустиньи Гончаренковой доношению о дозволении ей за безизвестною мужа ее Семена Гончаренка отлучкою выйти за иного мужа представлено, что по следствию нашлось, оной Семен Гончаренко бросил ее по причине своего пьянства и воровства, и что уже тому седмой год как он, Гончаренко, находится в бегах, и потому оное Екатерининское духовное правление полагало мнение, чтоб предписанной женке Устиньи Гончаренковой за безвестным побегом мужа ее Семена, дабы по молодых летах в грех не впала, за иного свободного мужа по силе напечатанной в Кормчей книге закона градскаго 11 грани выттить ей дозволить. А в Кормчей книге напечатано на листу 361-м новых заповедей Иустиниана царя 30 грани в главе 3-й: Аще воин, или купец, или простый человек, или и не оружник в воинских станех пребывает, елико аще лет пребудет да ожидает его жена его, аще ни грамоты, ни вести не прийдет от него. //

На листе 429 и 430 закона градскаго грани 11 числа 17: Аще ли воини будут или купцы, или простии человецы или инии неции по других ким либо в воинство оружное вочтени, повелеваем елико убоколиждо лет в воинстве на бранях пребывает ожидати женам их; аще ни грамоты или вести некия от своих муж не приймут. На листе 203-м на обороте Шестаго Вселенскаго собора правило 94: Мужевы безвести бывшу и неуведевши о нем жена его идет за инаго прелюбы сотворить. Василия Великаго правило 31-е на листу 236-м: Жена аще отидет муж ея и без вести будет, и не испытавши, ни уведевши добре, яко умре за ин муж удет прелюбы творить. И по указу Ея Императорскаго Величества в Славенской духовной консистории определено и преосвященным Евгением архиепископом Славенским и Херсонским подтверждено: как в означенном Екатерининскаго духовнаго правления представлении не значится того, чтоб женка Устинья Гончаренкова имела старание о сыску своего мужа, и подлежащаго свидетельства о том, что он умре, не представила, того ради Екатерининскому духовному правлению ей, Устиньи, объявить, что за силу вышеизображенных правил дозволения // ей к вступлению в брак за инаго дать не можно, а имела б о сыску онаго своего мужа Семена старание, и Екатерининскому духовному правлению учинить о том по сему Ея Императорскаго Величества указу. Марта 9 дня 1778 года.

Протопоп Полтавский Иоаким Иановский.

Секретарь Василий Вербицкий.

Канцелярист Иван Величковский.

№ 202.

ДАДО, ф. 104, оп. 1, спр. 26, арк. 10 – 11.

Примітки

Перелюб – трактувався як тілесне злиття особи, яка перебуває у шлюбі, з особою сторонньою. Обумовлювалось, що перелюб буває або одиничним, коли один із подружжя скоїть перелюб з особою безшлюбною, або подвійним, коли обидва, ті, хто перелюбодіє, перебувають у шлюбі. І законодавство, і тим більше практика його застосування не завжди чітко дотримувались наведеного відзначення. Під перелюбом розуміли і зв`язок осіб, які не мали подружжя: “Якщо неодружений чоловік з незамужньою і вона від нього народить, то він зобов`язаний по можливості і стану свого забезпечити утримання матері і немовля, крім того, підлягає ув`язненню і церковному покаянню; від цього покарання він звільняється лише у випадку, якщо на ній одружиться”. Дії, коли у протизаконний зв`язок вступали родичі, в одних випадках називались перелюбом, а в інших – “кровозмішувальним блудом”. Разом з тим, дії, які, згідно з сучасною юридичною термінологією, класифікуються як зґвалтування, як правило, не називались перелюбом. Для них застосовувались такі терміни, як “насилля”, “блуд”, “наруга” тощо.

Василій Великий (329 – 378) – один із вселенських святителів і вчителів. Представник Каппадокійської школи богослов’я. Зробив значний внесок у богословську літературу.