Початкова сторінка

Ігор Лиман (Бердянськ)

Персональний сайт історика України

?

11.01.1862 р.

І.І. Лиман, В.М. Константінова

21 декабря. Мне помнится, что я как-то писал о попытках учредить в Бердянске со временем общественную библиотеку. Хотя в нашем городе и нет общественной жизни, но как я заметил тогда, мы норовим не отставать от других. Небольшое наше общество любителей чтения по прежнему живет: уже распорядились подпискою в будущем 1862 году на несколько русских журналов, с исключением, впрочем, некоторых изданий против прошлогодней подписки. К сожалению, финансы этого общества немного поуменьшились: двое из подписчиков, говорят, отказались от участия в нем. Дамы не успевают прочитывать собрания иностранных романов в русском переводе. Судите сами, всего только и выписывается один экземпляр! Прочие читатели, как слышно, находят другие неизбежные неудобства.

Но в чужие дела мешаться и грешно, и не хорошо; так по крайней мере говорила мне одна почтенная дама. «Зачем, – говорила она, – статьями вооружать против себя начальство и самое общество. Вам (я говорю с вами, молодой человек, откровенно) надо жить здесь; Бог знает, может открыться какая нибудь вакансия, а тогда они (противники гласности, вероятно) вам же отомстят. Чего доброго, опять выхлопочут конфиденциальный отзыв. Так вам никогда и не прийдется служить. Место переводчика потеряли; просто, жалость такая, что… ах!»… Спору нет, что этот спич был выдержан в смелом и уверенном тоне; тем не менее я истощил бы все средства на заявление желания, чтобы библиотека наша не расстроилась и чтобы она постепенно достигла больших размеров. Есть надежда, что число читателей в наступающем году увеличится.

Выше я сказал, что мы норовим не отставать от других. Этого мало: мы соперничаем с другими и не уступаем другим в некоторых отношениях. Доказательством тому служит театр, построенный г. Кобозевым. В прошлое воскресенье, 17 числа, труппою г. Ижорского в нем дан был первый спектакль. Новый театр превзошел ожидания многих, хотя они заранее знали, что г. Кобозев затеял капитальную постройку. Вообще, г. Кобозев в строительном деле практический человек, хотя почти все его постройки созидаются днями и часами. Внутренняя обстановка театра представляет: два яруса лож (бель-этаж и бенуар) числом 37, кресла, партер и поместительную галлерею, где приспособлен и буфет. Приспособления для кассира пока еще нет, и уборная устроена только вчерне.

От поспешности, с которою устраивался театр, внутренняя и внешняя его отделка не вполне еще окончены. Вместо лампы театр освещается самодельными канделябрами в средине и кенкетами по сторонам. Я заметил два важных недосмотра в новом театре: во 1-х, почти комнатный потолок, который должен быть сферическим; во 2-х, неудачно устроенное помещение для оркестра, точно провал, отчего и самая сцена при тесноте теряет в целом. Благодаря случайности суфлерная вполне удалась, без нарушения иллюзии, производимой сценическими представлениями. Полы казались было дурно устроенными, но, как подъемные, они уже, кажется, приподняты, на сколько это нужно для того, чтобы из нижних лож видна была сцена. Внутренним своим видом наш театр имеет некоторое сходство с Харьковским, хотя не может с ним сравниться вполне.

Декорации и в особенности занавес, на котором изображено многое множество орнаментов, исполнены театральным декоратором Стотти, и исполнены при том довольно грубо и пестро. Они напоминают отчасти суздальские произведения живописи и неприятно действуют на глаз при освещении. Не так давно расстроился здешний клуб. Причиной тому была какая-то скандалезная история, которую из уважения к истине и достоинству человека мы пройдем молчанием. Греческий элемент Бердянска, по примеру таганрогских греков, хотел было отдалиться от прочих элементов населения с целью основать свое собственное собрание. Таким образом, с охлаждением публики к посещению клуба, который существует у нас больше номинально, внимание немногих, т. е. туземных аристократов, обратилось теперь к театру. Отсюда, между прочим, родилась и мысль построить театр, с утверждением театральной дирекции из трех членов: городского головы г. Кобозева, негоцианта г. Бонне и агента р. об. п. и т. г. Рогали.

Арендатором театра, на первый раз, явился г. Ижорский, который законтрактовал театр на небезвыгодных условиях. Удовлетворит ли он вкусу и требованиям публики? Сомнительно. Вот что прочел мне мой знакомый иностранец из своего дневника о новом театре. В 7 часов вечера пошел я в театр, ради его открытия. Фундамент этого театра едва был заложен в июне настоящего (1861 г.) года, и потому театр еще не отделан окончательно. Этот театр довольно велик и красив в отношении наружного вида и самих размеров здания. Он гораздо больше таганрогского театра и в некотором смысле может быть сравнен с одесским театром. Словом, театр наш по своей величине вполне соответствует населению Бердянска, которого служит украшением. Здание театра построил г. Кобозев на свой счет, по плану местного архитектора, и, по мнению большинства, результат этой работы удовлетворителен.

Театр расположен почти в центре города; лицевая сторона здания представляется несколько монументальною, хотя и лишена всяких архитектурных украшений; но она тем привлекательнее, что обращена на главную и широкую эстраду, которую образует большое здание лавок и вход с которой в театр и легок, и удобен. Внутренняя часть театра во многом не заслуживает упрека, будучи несколько овальною, и приятно действует на глаз. Два ряда лож огибают театр полукружием, не говоря уже о райке. Ложи замечательны по своей величине: в них могут свободно поместиться несколько слушателей; передняя сторона верхних лож, вероятно, чрезмерно высока, что делает вид на сцену неблагоприятным для зрителя. Пол сцены желательно было бы видеть просторнее и глубже, но это не вредит гармонии других частей театра. Только партер, из иных видов, быть может, не осуществимых, сделан так, что плоскость его, будучи совершенно горизонтальна с плоскостью пола сцены, нарушает симметрию внутреннего вида театра.

Кроме того, что из отдаленных верхних лож вид на сцену совсем плох, самый театр не имеет такого величия, которое он имел бы, если бы партер стоял повыше. Декорации разрисованы живописцем, прибывшим из Таганрога, и, за некоторыми недостатками, я нахожу их очень порядочными; едва ли впрочем и следует заявлять по этому поводу слишком требовательные претензии. Театр может вместить в себе более 400 зрителей, хотя в первое представление их, вероятно, было больше. Сбор простирался до 325 руб. сер. Абонемент на ложу назначен за 25 представлений в 75 руб. сер.; остальные места равным образом удешевлены против обыкновенных цен. Первое представление в новом театре состояло из трех водевилей и русской арии, а в заключение спектакля исполнен был народный гимн. По моему мнению, ансамбль труппы выказал себя на первый раз довольно слабо. Оркестр также позволяет желать много лучшего. Самый театр будет окончен отделкою не ранее лета будущего года, и нет сомнения, что впоследствии позаботятся вознаградить публику за первое представление, которое не может выдержать строгой критики.

Кто бы мог подумать двадцать пять лет тому назад, что на песчаной равнине Бердянска, где вырос и приютился коммерческий город, так скоро явится театр в ряду прочих его капитальных построек». Театр, кроме прямого своего назначения, предназначен еще и для иной цели: для устройства, под условием подъемного пола, маскерадных балов. Кстати, коммерческое наше собрание, от непопутного ветра, село на мель. Антрепренер г. Ижорский обещает давать желающим напрокат костюмы. Для открытия нового театра 17 декабря представлены были водевили: «Новички в любви», «Взаимное обучение», «Тетушка болтушка» и «Беда от нежного сердца», водевиль соч. графа Соллогуба. Из всех названных пьес только одна пьеса Соллогуба «Беда от нежного сердца» была сыграна отчетливо. Замечу, кстати, что вся наша труппа держится одним Максимовым, и что в ней г. Ижорский как будто нисколько не заинтересован. А между тем мы посоветовали бы г. Ижорскому обратить особенное внимание как на состав труппы, так и на приобретение лучшего оркестра. Иначе может случиться, что антрепренерство г. Ижорского кончится грустною катастрофою: распустив своих клиентов, он сложит с себя профессию антрепренера и удалится на покой или тревогу при каком нибудь провинциальном театре.

Гете сказал, что театр есть нравственное учреждение. Бесспорно, так. Но существует и простая посылка: прежде необходимое, потом полезное, или же то и другое вместе. В Бердянске до сих пор нет, соответственно по населению, уездного училища. Это дело первой необходимости; это существенная потребность. Городовая ратуша еще с 40 годов завела многосложную о том переписку. А когда последует исход этой переписки? Мы вправе надеяться, что хотя и не так быстро, как театр, но все таки у нас будет построен училищный дом, прочный и удобный. Постройку этого дома, мы позволяем себе предположить, г. Кобозев считает для себя обязательною. Предприятию этому не помешал бы, наверное, приговор нашего общества, постановленный в собрании при ратуше 12-го декабря 1861 года, об обращении на постройку дома для помещения уездного училища 2.009 руб. с копейками, составлявших продовольственный капитал. По распоряжению Правительства, правительственный капитал, как не достигающий цели, уничтожается. Во всяком случае, открытие в Бердянске уездного училища, по местным условиям – вопрос, о котором громко рассуждают все и каждый.

М-р

Одесский Вестник. – № 4. – 11.I.1862. – С.16 – 17.