№ 152 1780, липня 9. – Копія ухвали Слов’янського та Херсонського архієпископа Никифора (Феотокі) з викладенням умов, за яких дозволяється освятити Миколаївську церкву містечка Новопетровська
По указу Ея Императорскаго Величества преосвященный Никифор архиепископ Славенский и Херсонский слушав доношения, нововербованного козачьего полку от всех поселян его преосвященству поданнаго, коим представляют, что по выходе их в Россию на жилище отведена им под поселение земля по реке Бугу в пустых степях состоящих от ближайшей церкви в сту дватцати верстах, и куда те степы ведомством принадлежали не известно тогда было, почему бывый господин генерал порутчик Новороссийский губернатор и кавалер Матвей Василиевич Муромцов велел состроить на первой случай селения их в местечке Новопетровском церковь, которую по возможности их в безлесных местах и выстроили, и как святыми иконами, так и другими украшениями снабдели, в коей исправлял священнослужение бывый чрез всю турецкую войну при том полку священник Андрей Мискевич с 776 года по минувши 1779-й год, к чему все подлежащее имел собственное, а того года по запрещении в оной церкви священнослужения, хотя они и не предвидят по себе никакой погрешности, а толко как долг велит христианскаго закона, приходят в крайнее смятение, что по подобию отлученных от церкви состоят, и лишаются должных по закону треб, для того просят о заложении в оном местечке Новопетровске вновь во имя Святителя Христова Николая церкви благословения, а до выстроения оной новой церкви снабдения святым антиминсом и литургисовать в зделанной ими церкви; а по справке с делом оказалось, что по учиненному сего года генваря 29 дня в консистории определению, его преосвященством // апробованному, в помянутой новопетровской церкви священнослужение иметь навсегда, и зданию церковию именоватись запрещено, потому что показанная именуемая Святителя Христова Николая церковь, как по следствию Славянскаго духовнаго правления с показания священника Андрея Мискевича открылось, без благословения архиерейскаго и без учинения подлежащаго в силу указов о строении церквей состоявшихся следствия, самим оным священником Мискевичем без надлежащих молитв поставлена, и в ней он, Мискевич, без освящения священнослужение начал совершать, и устроена оная не по подобию других церквей, но с оплоту, и как иконостаса, врат нет, престол и жертвенник прибиты к столбам, для чего имеющиесь два антиминса, вывезенный оным Мискевичем с Фокшан и взятой из Елецкаго пехотнаго полку, велено представить к его преосвященству, которые минувшаго мая дня из Елисаветградскаго духовнаго правления при репорте и присланы, будучи ж его преосвященство сам в минувшем мае месяце в оном местечке Новопетровске, изволил видеть, что предписанная именуемая церковь хотя и с оплоту построена, однако не так гнюсна как представлено, и церковию ей в разсуждении тамошних безлесных мест быть можно, толко крышку и внутре оное строение надлежит в некоторых местах починкою исправить, иконостас в ней средственной, по новости заведеннаго тамо места есть поставленной, так же книг, священнических облачений доволное число, равно и сосуды сребренные имеются, кроме что врат царских нет, да престол и жертвенник прибиты на столбах, а как во всех тамошних арноутских селениях и заселяющихся слободах церквей нигде нет, самые ж ближайшие церкви толко в Елисавете, кои состоят более ста верст, по каковым // обстоятельствам весьма нужно быть в упомяненном местечке Новопетровске церкви, дабы жители не лишались церковнаго славословия, для того в разсуждении таковой необходимости приказал: помянутое состоящее в местечке Новопетровску здание на церковь по чиноположению церковному во имянование Святителя Христова Николая заложить, а по заложении буде на оной кришка и внутре починкою исправлена, и царские врата построены, а престол по силе указа в Святейшем Правительствующем Синоде 1734 году сентября 13 дня состоявшагося в вышину аршина шести вершков содскою, в длину аршина четырех вершков, так и жертвенник в пропорцию престола и олтаря зделаны будут, то тогда означенную Николаевскую церковь освятить, на освящение коей и святый антиминс священнику Андрею Мискевичу за печатью из походной канторы дать, и по освящении оной церкви его преосвященству репортовать, о чем в Елисаветградское духовное правление послать из походной канторы указ, а к господину Новороссийскому губернатору и ковалеру Николаю Даниловичу Языкову от его преосвященства о том сообщить с требованием, чтоб он, господин губернатор, благоволил в строении тамо новой церкви дать жителям тамошним вспомоществование, и приказал бы отвесть землю для священно и церковнослужителей, на которую и крепость прислать. Июля 9 дня 1780 года.
Чистое подписал Никифор архиепископ Славенский и Херсонский.
С подлинным считал канцелярист Василий [Підпис].
С прописанием сего определения в Елисаветградское д[уховное] правление сего 780 года июля 10 дня под № […] [У тексті номер не прочитаний.] за подписом Нефорощанского [Підпис]
ДАОО, ф. 37, оп. 1, спр. 64, арк. 3 – 4.
Примітки
…чрез всю турецкую войну… – йдеться про російсько-турецьку війну 1768 – 1774 рр.
Фокшани (Фокшані) – тепер місто на сході Румунії, адміністративний центр жудеця Вранча. В районі Фокшан під час російсько-турецької війни 1787 – 1791 рр. російсько-австрійські війська під керівництвом О. Суворова нанесли поразку турецьким військам Осман-паші.
Єлецький піхотний полк – сформований у 1763 р. під назвою “Українського корпусу Єлецький полк”. У 1796 р. перейменований на Єлецький мушкетерський, в 1811 – знову на піхотний.