№ 328 1781, березня 4. – Копія ухвали Слов’янської духовної консисторії стосовно справи про незаконну дачу в позику церковних грошей керченським священиком Д. Триполитом
На подлинном определении собственноручная его преосвященством резолюция учинена такова: 1781 года марта 5 дня, быть по сему. А до возвращения из Геникуле и Керчи присудствовать в Павловском духовном правлении и священнослужение иметь в Александровской церкви слободы Петропавловской священнику Иакову Соколовскому, и о том из консистории в Павловское духовное правление послать указ; Никифор архиепископ Славенский и Херсонский.
По указу Ея Императорскаго Величества Славенская духовная консистория слушав учиненных в консистории присланному к преосвященному Никифору архиепископу Славенскому и Херсонскому от господина генерал маиора и кавалера Барзова при сообщении находящемуся при керченской Предтеческой церкви греческому священнику Димитрию Триполиту допросов, коими показал.
1-м. Лет себе от роду 46-ть, родился он Турецкой области в городе Синапе от отца тамошнего жителя грека Гоергия, а матере Кириаки греческаго исповедания, крещен и миром святым помазан, воспитан и обучен греческой грамоти при отце своем, женился на дочере в городе Бендерах тамошнего грека Христофора девице Анне греческаго ж исповедания, посвящен 759-го года в чтеца, поддиакона, диакона, священника преосвященным Даниилом митрополитом Ренским того ж города Бендер к церкве Успенской, при которой был до 769 года, о чем и грамоту с переводом на россиискои язык приложил, а в 770-м годе явясь к новопосвященному во архиерея Готфейского и Кефаиского митрополиту Игнатию (которои ныне в России) определен епархии его на приход в село Карасую к церкве Успенской, точию оная грамота в Керче в дому его оставлена; и оным же преосвященным произведен 771-го года наместником, при котором допросе данную ему от помянутаго преосвященного на тот наместнический чин // грамоту приложил, а потом тем же преосвященным Игнатием 1773-го года определен в Керчь к тамошней Предтечевской церкве, на что и грамота от него дана, которая в доме имеется, при коем поныне находясь тамошнему греческаго исповедания народу преподавал христианские требы по незнанию ими греческаго на турецком языке, а литургию, заутреню и вечерню отправлял на греческом языке до высылке его к его преосвященству от господина генерал маиора и коменданта Барзова, к присяги на вечное Ея Императорскому Величеству в России подданство 1776-го года в той Предтечевской церкве с протчими вышедшими греками приводим был.
2-м. О розданных им, Димитрием, разным людям церковных денгах, показанных в представленном его преосвященству о церковных вещах реэстр, осми стах осми рублях пятидесети двух копейках, что де он, священник Димитрий, от находившагося при керченской церкви умершаго священника Леонтия 1778 года принял триста семдесять четыри рубли, да им, Димитрием, собрано четыри ста тридцать четыри рубли и пятьдесять две копейки, а всего было восемь сот восемь рублеи и пять десять две копейки, из числа коих 779 года в декабре месяце купцу греку Стерию Николаевичу триста девятнадцать рублей он, священник Димитрий, сам собою без повеления чьего либо заимообразно дал с роспискою на два года, а когда господин генерал маиор и ковалер Барзов об отдаче тех денег уведомился, то приказал взять от онаго грека Стерия росписку тоя церкви ктиторам Лемберу Камарину и Анастасию Свечу на год, которая росписка у них имеется, помянутая ж взятая им, Димитрием, росписка изодрана, да сего года в мае месяце с повеления словесного оного господина генерал маиора и ковалера Барзова купцу ж греку Юрию Трандафилову четыриста двенадцать рублеи заимообразно ж без росписки дано, кои заимодавцы греки ныне жительствуют Стерии в Керче // а Трандафилов в Ениколе, да на церковные надобности, яко то на свечи, ладан и протчее семдесять восем рублеи издержано, что же выше превосходит прописаннои суммы сорок восемь копеек, то он, Димитрий, свои собственные на церковные надобности употребил.
Положили мнение: 1-е, как обитающие в Керче жители не разумеют более кроме турецкого языка, оной же священник знает греческой и турецкой, то в разсуждении сеи нужды его, священника, к керченской церкви для священнослужения и преподаяния жителям христианских треб определить на время, и будучи ему тамо принадлежать ведомством к Павловскому духовному правлению, почему и должен он, Димитрий, все указные ведомости и репорты доставлять в оное правление на положенные сроки неотменно, какие ж именно ведомости и репорты, о том дать ему из консистории наставление; 2-е, поелику он, священник Димитрий, из церковных денег 731 рубля заимообразно роздал грекам Трандафилову 412 р. и Стерию 319 р., для того велеть ему, Димитрию, чтоб он по приезде в Керчь чрез месяц неотменно вышеписанные деньги собрав возвратил в церковь и отдал бы оные ктиторам, ежели же оных денег чрез вышеписанный термин не соберет, то должен собственные свои деньги толикое ж число в церковь взнесть, и отдать ктиторам с роспискою, в чем и обязать его в консистории подпискою, с которои подписки для вручения ктиторам послать копию; 3-е, как по представленному оным священником Димитрием реестру показано в керченской Святаго Иоанна Предтечи церкви церковных золотых и серебренных вещей доволное число, наблюдения ж надлежащаго не имеется, для того Павловского протопопу Феодору Тисаревскому с определенным в Еникуль иеромонахом Салафиилом съехав в Керчь учинить следующее:
1-е, обявить тоя церкви прихожанам, чтоб оне ктитореи выбрали двух честных и веры достоиных людей, коих // утвердя поручить им книги, одну для вписывания церковных вещеи, а другую приходу и расходу церковной суммы, кои зделать на щет тоя церкви в консистории и запечатав так же закрепив секретарю отослать оные к Павловскому протопопу;
2-е, в присудствии тех ктиторей и прихожан учинить против представленнаго священником Димитрием реестра, с коего к нему, протопопу, послать копию, всеи означеннои Предтечевскои церкви церковнои утвари и имуществу освидетельствование, и потом оные и что еще сверх того реестра окажется внесть в оную шнурозапечатанную книгу с показанием каждои серебренной и золотой вещи цены и весу, не минуя притом и взятые из оной Предтечевской вещеи и книг в ениколскую церковь, показав оные особо в книге со отметкою, что те вещи состоят в еникольской церкви, и ту книгу вручить нововыбранным ктитором с роспискою и с подтверждением, чтоб оне ту книгу, а ровно и церковные вещи за своим записом и печатьми хранили, ежели же и впредь в церковь какие вещи будуть прибавлятся, то и оные вписывать со всякою верностию и с показанием что, когда, и от кого, и в какую цену и вес, и ежели что из сребра или золота будет в оную церковь дано.
По учинении ж описи прислать с онои в консисторию за подписанием протопопа, священника Димитрия и ктиторей в консисторию копию; 3-е, ему ж, протопопу, возможное приложить старание не съезжая из Керчи, чтоб священник Димитрий розданные церковные 731 рубль непременно собрал и отдал ктиторам, кои по получении должны те деньги, равно ежели и еще есть на лицо церковнои суммы, оную всю записав в приход в порученную им шнурозапечатанную книгу, да и впредь в оную ж книгу вступающие в церковь денежные доходы имеют они, ктиторы, равно из оных расход со всякою справедливостию записывать, и каждого года ту книгу для щету представлять // прихожанам, и сколко будет в приходе и расходе, о том священник в правление, а правление в консисторию тогда ж репортовать; 4-е, значащиеся по реестру серебренные рипиды, как они для одного только архиереискаго служения потребны, прислать к его преосвящетству, отметя против оных в книге, что отосланы по указу к преосвященному Никифору архиепископу Славенскому и Херсонскому; 5-е, показанные по реестру 417 он надпаленные свечи, оставя оных потребное число для церкви, остальные продать, и вырученные за оные деньги имеют ктиторы записать в приход; 6-е, на проезд протопопу Павлову и путевое содержание до Керчи и обратно от туда в разсуждении далекаго переезда имеют керченской Предтечевской церкви ктиторы по записке в книгу в расход дать из церковной суммы тридцать рублеи, и о том в Павловское духовное правление послать указ с предписанием, чтоб протопоп по исполнении всего вышеписаннаго к его преосвященству в обстоятельстве репортовал.
А ктиторам с прихожаны, так же и священнику Димитрию дать с сего определения за скрепою секретарскою копии, к господину ж генерал маиору и кавалеру Барзову о чем надлежит сообщить. А соблаговолено ль будет по сему учинить доложить его преосвященству 1781 года марта 4 дня.
Подлинное подписали
Нефорощанский игумен Лукиан
Семинарии ректор протопоп Иоаким Яновский
Наместник иеромонах Созонт
Секретарь Василий Вербицкий
Копеист Максим Волчанецкой
№ 9. Подлинное в протокол принял подканцелярист Антон Шаковецкий.
ДААРК, ф. 118, оп. 1, спр. 5038, арк. 18 – 20.
Примітки
Синоп – місто на південному узбережжі Чорного моря, на схід від мису Карамбіса. У давнину – одна з грецьких колоній. Основне населення – греки та турки.
Бендери – тепер місто в Молдові, розташоване на правому березі Дністра. У ХІІ ст. на місці давнього поселення генуезці збудували тут фортецю. На початку XVI ст. Бендери захоплені турками. Під час російсько-турецьких війн Бендери тричі (у 1770, 1789, 1806 рр.) займались російськими військами.