Початкова сторінка

Ігор Лиман (Бердянськ)

Персональний сайт історика України

?

№ 302 1778, вересня 29. – Думка Крюківського духовного правління по справі про відсутність протоієрея Ф. Фомича у високоурочистий день на молебні

По указу Ея Императорскаго Величества из Славенской духовной консистории сего 778 года февраля 17 дня в Крюковское духовное правление последовавшему с предписанием оному правлению произвесть следствие за неисправно написанной высочайший титул новокодацким священником Стефаном Малишевичем в поданном своем в консисторию прошлаго 777 года декабря 30 на протопопа Славенскаго Феодора Фомича доношении якобы за причиненной оным ему побой и за небитие ным протопопом в высокоторжественний день на всенощной и на молебни, и с мнением все дело в духовную консисторию к разсмотрению прислать, означенное следствие произведенно, в котором явствует.

Священник Стефан Малишевич показал, что он в поданном своем в Славенскую духовную консисторию изшедшаго 777 года декабря 30 доношении написал высочайший титул неисправно не с какого другаго худаго умысла, а точно в разуме имены Его Императорскаго Высочества благовернаго государя цесаревича и Великаго князя Павла Петровича; он же, священник Малишевич, в поданном марта 15 доношении представил, что Славенский протопоп Феодор Фомич, будучи в хуторе своем прошлого 777 года, октября 14 дня в день рождения Ея Императорскаго Высочества благоверныя государыни Великия княгини Марии Феодоровны на всенощной и на молебни не был, в чем он, Малишевич, на его, протопопа Фомича, совет сослался; в вышеписанном же поданном в консисторию от его, Малишевича, доношении высочайший титул, как выше значить, написал ошибкою.

Потому протопоп Феодор Фомич в ответ сказкою показал, точно он в предписанной высокоторжественний день в церковном служении и на молебни небыл не через забвение или свою отлучку в хутор, но по притчине приключившейся в оном ему протопопу геморойдической или почечуйной болезни, в которой он тогда находился дней четыре, и несостоятельных к входу церковному чрез находящой ток крове себе признавал, которую его, протопопа, болезнь что знает тамошние новокодацкие священники доноситель Малишевич, Кодрат Северский и пономарь Николай Смичадло, и во свидетелство он на их сослался; с коих священник Малишевич показал, в 1777 годе августе месяце когда он в дворе протопопа Фомича в одном месте увидевши кровь и спрашивал, от кого оная изошла, то протопоп говорил ему, Малишевичу, // что от ево; а по присяге показали священник Северский, того ж 777 года в феврале месяце, когда он, Северский, приходил в дом к нему, протопопу Фомичу, которой тогда будучи в вышеписанной болезни жаловался об оной и ему, Северскому, и находился он, протопоп, болезненным никуда из своего дому невыходя дней с пять, и пономарь Смичадло, годов с четыре будет тому, как он приходил в дом его, Фомича, с обявлением следуемаго ему седмицкаго служения, к которому он, протопоп, ему, Смичадлу, обявлял себя несостоятельным чрез приключившуюся прописанную болезнь, и во уверение показивал обагренную кровью рубашку.

А как по приписанному делу значится, что священник Малишевич не по должности своей о небытии протопопа Фомича в высокоторжествений день на всенощной и на молебни прошлаго 777 года декабря 30 дня в два с половиною месяца представление в Славенскую духовную консисторию учинил, но в то время, когда якобы ему протопоп обыду побоем причинил, да кроме того и сам он, Малишевич, в своем иску изобличается, что не толко неисправно в том представлении Ея Императорскаго Высочества титул написал, но и не самою существенностию, как оная открилась и выше значить; протопоп же Фомич сам хоча и последовавшею ему прописанною болезнию оправдает небытие свое в церковном служении в помянутий высокоторжественный день, но свидетели кроме того, что испрежде на нем видели тую болезнь, а против вышеписанного высокоторжественнаго дня была ли ничего не показали, однак и сам он, Малишевич, не доказал и свидетелей не представил, почему именно протопоп Фомич тое указное повеление не исполнил, а толко на одну ево, протопопа Фомича, сослался совесть, на которую по ево священству и чину утвердится несомнително.

И для того Крюковское духовное правление разсудило: священника Малишевича сколко он времени промедлел в вышеписанном на протопопа Фомича представлении на толикое число в ежедневное служение в приходскую новокодацкую церковь определить, и дабы он, Малишевич, действително исполнял, того наблюдать тамошнему священнику Кодрату Северскому, которому // з доводящихся на ево, Малишевича, доходов за неисправно ис небрежения как выше значить ным, Малишевичем, написанной Ея Императорскаго Высочества титул в штраф взискать десять рублей; чтоб же он, Малишевич, впредь в таковых и подобных случаях по самой точности законов поступал обовязать его строжайшею подпискою; а толикое ж число денег из протопопа Фомича взискать за одно толко то, что он о приключившойся ему тогда своей болезни никому не дал извета, впред же естли случится ему, протопопу, таковая болезнь, то толко чтоб об оной из священников известен кто был, за нужное духовное правление почитает быть ему, протопопу, свободным от хождения в церковь и в высокоторжественные дни, куда ж те штрафние денги употребить, равно и о всем вышеписанном Славенской духовной консистории Крюковское духовное правление под благоразсмотрение почтенно представляет; 1778 года сентября 29 дня.

Протопоп Василий [Підпис].

Присутствующий иерей Иоан Пахолович.

ДАОО, ф. 37, оп. 1, спр. 15, арк. 27 – 28.

Примітки

Павло Петрович (1754 – 1801) син Петра ІІІ і Катерини ІІ, російський імператор (1796 – 1801 рр.).

Марія Федорівна (1759 – 1828) – до переходу в православ’я – Софія-Доротея-Августа-Луїза – російська імператриця, дружина імператора Павла І. У 1776 р. після смерті першої дружини Павла, Наталії Олексіївни, Марія Федорівна вийшла заміж на наслідника престолу.

…а толикое ж число денег из протопопа Фомича взискать… – пізніше Євгеній (Булгаріс) за зверненням Феодора Фомича скасував накладений штраф.

Ізвет – донос, повідомлення.