Початкова сторінка

Ігор Лиман (Бердянськ)

Персональний сайт історика України

?

№ 294 1778, січня 11. – Витяг із чернетки донесення Катерининського духовного правління Слов’янській духовній консисторії з пропозиціями щодо покарання всіх причетних до справи про незаконне вінчання

В консисторию.

Доношение.

Прошлого 1777 году августа 16 дня слободы Верхови Береки священник Михаил Киприянов поданным в сие правление репортом обявил: прихода его аднадворца Ивана Беленкова сын Владимер со девицею Марфою Алексеевою дочерью Богровою обвенчан неправылных лет ведоства сего слободы Шебелинки священником Иван Татариновым 1777 году в июле месяце… Сосватал он за сына своего Владимера слободы Береки в аднадворца Алексея Богрова дочь Марфу, и когда приходской священник Михайло Киприянов за малолетством сына его венчать не стал, то он послал его, Владимера, с поежжанами в слободу Шебелинку… //

По ставке ж духовном правлении оказалось: в метрической книге поданной слободы Верховой Береки от священника Петра Киприянова за 1767-й год написано в первой части о родившихся под №19 месяца июля 15 дня у Ивана Потапова сына Беленкова сын Владимер. С чего выдно, что 1777 году июля от 15 дня пошел оному Владимеру одинатцатой год, а жена его Марфа Багрова в котором году, месяце и числе родилась в метриках не сыскано, а по возрасту видно, что более восемнатцати лет.

В Номоканоне ж в правиле 51-м написано: священник аще в ведении блогославит возбраненный брак от сродства или неимуща возраста, сиречь аще не есть муж 15 лет, а жена 13 лет, да извержется, и брак да будет нетвердый. В книге Кормчей о тайне супружества написано: пастырь свойственный есть им же венчаны и благословены быти имут новобрачний священник в его же приходе женых есть, но и той священник в его же // приходе живет невеста венчати может. В Регламенте духовном на листу 77-м написано: хотя бы и не сумнителный брак сий мнился быть, обаче не подобает венчатися в ином приходе, в котором ни жених ни невеста живет. В состоявшихся в Святейшем Правительствующем Синоде

в 1) указом 765 году июля 30 написано: желающих брачится приходским священникам по церковному чиноположению без всякой остановки венчать с нижеследующею дабы без законных браков не было предосторожностию, а именно: всем брачится желающим прежде времени обявить о том своем намерении за неделю приходским своим священникам, которым по тому обявлению чинить о тех посягавших на прежнем основании обыск, и буде по таковому обыску между вступающих в брак возбраненного правилами родства или другова какова законнаго препятствия не окажется, то тем приходским священником и венчать их с одною обыкновенною // в метричныя книги запискою.

В 2) 775 году генваря 7 дня написано ж: Святейшим Правительствующим Синодом приказано к синодальным членам и ко всем епархиальным архиереям подтвердить указами, коими велеть всем находящимся в епархиях их священно и церковнослужителям о невенчании в противность святых правил малолетных с возврастными девками учинить найстрожайщее подтверждение с подписками под неупустительным лишением их чинов, а если и за таковыми подписками кто в таковом же преступлении окажется, тех по изследовании лишать священства, а бывших при том церковников их звания не списываясь в Святейший Синод, браки же таковыя расторгать и законными не почитать, и по исполнении за известие Святейшему Синоду репортовать, а как по делам в Святейшем Синоде оказывается, что некоторые священники // к венчанию таковых и других незаконных браков от самых помещиков и от их прикащиков с великими устращиваниями принуждаются, то сообщить в Правительствующий Сенат ведение и требовать, дабы соблаговолено было к совершенному истреблению таковаго злоупотребления и светским правительствам о наблюдательстве, чтоб от светских людей священникам к венчанию таковых и других незаконных браков ни малейшаго принуждения и за то притеснения не было подтвердить указами, а кто в таком преступлении окажется, или к тому в противность именнаго 714 года декабря 24 дня указа кого подкупать будет, то и на оных яко сообщников и помагающих к беззаконию предписать сходственное с законами штрафование. В силе которого указа ведомства сего все священники, в том числе и священник Иван Татаринов, о невенчании малолетных подпискою обязались. //

И как по изследованию явилось, что аднадворческой сын Владимер Беленков десяти лет обвенчан на рослой девице Марфе, того ради Екатерининское духовное правление мнение полагает таковое: брак тот расторгнуть и означенную женку Марфу отдать отцу ее Алексею Богрову под присмотр матери ее с тем, чтоб, буди желает, дожидалась возврастных лет мужа своего Владимера Беленкова, а когда 15 ему совершится, то в то время отдать ее, Марфу, тому Беленкову, // буди же возврасту его дожидать не желает, то дозволить ей выйтить за иного мужа правильных лет. // Священника Ивана Татаринова, понеже он при венчании аднадворца Беленкова поступил противу законов, яко оной Беленков и девка Марфа не его прихожане, и жених несовершенных лет, при том же он, священник, не чиня указного обыску утвердился на неосновательной сказке, и хотя по возврасту видел, что жених малолетен, точию полстясь на денги венчал, в силе Святых Отец правил и […] [У документі слово не прочитане.] указав лишить священства. //

Предписанной же Иван Беленков, недоросля Влодимера отец, кои еже поступил противу законов и женил малолетнаго сына своего на рослой девице по непотребному обычаю, от чего могло б последовать непременно кровосмешение, при том же презрев приходского священника, которой отказался венчать, шебелинского попа Татаринова денгами подкупил, подпал неизбежному штрафу. //

Поежжане слободы Береки аднадворцы, давшие от себе священнику Татаринову сказку о несумнителстве брака, Матвей Булгаков, Козма Семендяев, Никита Макаров, Павел Зеленин, Тихон Юдин, Епифан Авсяников, Игнат Беленков, тоже и рукоприкладчик их сочинитель той сказки яко сообщники и помагающие к беззаконию, свидетелствовали в неправде, так же подвергли себе неминуемому штрафу. Чего ради и писать в Екатерининкую провинциалную канцелярию о учинении всем им жесточайшаго телесного наказания и о подтверждении под неизбежным штрафом всех аднадворческих слобод жителям, дабы малолетных сыновей на рослых девках не женили, и мимо своих приходских священников к другим // попам для венчания не ездили…

Что все в полное разсмотрение и решение духовное правление предает Славенской духовной консистории; упомянутого ж священника Ивана Татаринова хотя и следовало при сем доношении отправить в духовную консисторию для поступления с ним по законам, но понеже товарищ его священник Макарий Булгаков с прихожанами поданным доношением представил о других разных его, священника Татаринова, непорядках, чего ради по тому доношению ныне над ним, Татариновым, производится следствие, по окончании котораго при доношении с приобщением всего дела в духовную консисторию прислано быть имеет. Предписанная ж женка Марфа из дому Беленкова по определению духовнаго правления, дабы // кровосмешения последовать не могло, взята и отдана в дом отца ее Алексея Богрова под присмотр матери ее впред до получения резолюции. Представленная ж от священника Татаринова сказка, данная ему при венчании онаго Беленкова от поежжан, при сем прилагается.

Генваря 11 дня 1778 году.

ДАДО, ф. 104, оп. 1, спр. 29, арк. 22 – 28.