№ 260 1781, січня 31. – Донесення священика К. Віхневича, який переїхав до Російської імперії після пограбування колишніми запорозькими козаками
Великому господину преосвященному Никифору архиепископу Славенскому и Херсонскому священника Константина Вихневыча
Доношение.
Уроженец я нижайший Полской области Шаргородской губернии жителя села Анполя Василия Выхненка син, и по изучении в 761 году российской граммоты находился в показанном селе Анполе при церкве святаго Архангела Михаила по 763 год в дячковской должности, а потом по желанию своему вышел в Россию в шанец Семлецкой, где при церкве святаго Архангела Гавриила был в дячковской же должности, и между тем 766 года женился на дочере тамошнего жителя Игната Дубосара девицы Ефросинии, в которой должности и находился по 770 год, а таго ж года и паки в Полшу в свой дом возратился, и по умертвии отца моего упражнялся несколко времени в домашней экономии, и потом видя, что в тех местах зделалось от поляков немалое на православие гонителство, пошел з женой своею в Молдавию в село Тарасовку, и по желанию своему православним митрополитам Иоакимом в священнический чин Турецкой области в город Смайлове в церкве Успения Богоматере 776 году произвелен, по рукоположении ж определен я епархии его // преосвященства в село Пирлити к церкве Святителя Христова Николая приходским священником, при которой церкве и находился я тамо чрез один год, а потом от ушедших с Российской империи в Турецкую область бивших запорожских козаков со всем имуществом ночным временем ограбрен, от которих мятежников мало и сам смертию не пострадал, почему принужденным себе нашел принять иной способ от шатающихся тех мятежников и чинимаго ими таковаго разорения оставить в оном селе собственной свой дом воротился […] [У документі слово не прочитане.] в Полскую область, напоследок же получа себе от вышеписанного митрополита Иоакима уволнителную грамоту, в прошлом 780 году вишел обратно в Россию Молдавского гусарскаго полку в шанец Новопавловский, где и нине проживаю, претерпевая з женою и детми своими немалую нужду, а сверх того лишаюсь и дневного препитания. Для того Вашему Преосвященству данную мне от упоминаемого митрополита Иоакима уволнителную граммоту подленную при сем на благоразсмотрение представляя покорно прошу, в разсуждении вышеписанных резонов принять во уважение, дабы я з женою и детми своимы без пропитания в последнее разорение притить не мог, о видаче мне на проискание где случится в епархии Вашего Преосвященства ваканцового места откритого указа учинить милостивое разсмотрение и определение.
К сему доношению священник Константин Вихневич руку приложил.
1781 года генваря 31 дня
ДАОО, ф. 37, оп. 1, спр. 71, арк. 1 – 1 зв.
Примітки
Шаргород – після входження до складу Росії належав до Могильовського повіту Подільської губернії. Тут з 1717 р. діяв монастир, заснований уніатами. У 1795 р. Шаргородський Миколаївський Спаський монастир став православним.
Смайлів – вірогідно – Ізмаїл, тепер місто Одеської області, розташоване на лівому березі Кілійського рукава р. Дунай, за 80 км. від Чорного моря. У ХІІ ст. на його місці була генуезька фортеця. З XVI ст. згадується як турецька фортеця. У російсько-турецьку війну в 1770 р. взятий корпусом генерала Репніна і з 1771 р. став базою російської Дунайської флотилії. За умовами Кючук-Кайнарджийського миру повернутий Туреччині.