Початкова сторінка

Ігор Лиман (Бердянськ)

Персональний сайт історика України

?

№ 236 1780, січня 17. – Указ Синоду з умовами, на яких Слов’янському та Херсонському архієпископу дозволяється приймати у свою єпархію духовних осіб, які виходять із-за кордону

1780-го года января 8-го дня, по указу Ея Императорскаго Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав доношения преосвященнаго Никифора архиепископа Славенскаго, которым на посланной из Святейшаго Синода указ о определении Афонской горы Царскаго монастыря иеромонаха Иеремию Граммотикополя, когда он в светской команде, где надлежит, в подданство Российской империи принять и к надлежащей на то присяге приведен будет, в епархию Славенскую в число монашествующих Полтавскаго Крестовоздвиженскаго монастыря и о непринимании впредь выходящих из заграницы монахов без указу Святейшаго Синода, представляет, что означенной иеромонах Иеремия в числе монашествующих Полтавскаго Крестовоздвиженскаго монастыря быть желания не имел и по объявлении ему указа, просит, в разсуждении нынешняго неудобнаго к возвращению пути, здесь чрез зиму прожить, а притом размыслить, возвратиться в отечество или здесь остаться, на прописанном в оном указе основании, чтож принадлежит до учиненнаго запрещения принимать выходящих из заграницы монашествующих без указу Святейшаго Синода, то такая надобность в греческих священниках для поселившихся в Словенской епархии иностранцев и что оные претерпевают без священства, знающаго их язык, о том в письме его, преосвященнаго, в оном указе прописанном, изображено и притом приложил с сообщения господина бригадира Якова Репнинскаго копию, в коей значится, что по причине высылки в консисторию тамо бывшаго иеромонаха, для забратия о его иеромонашестве справок, тамошние поселенцы по разным местам разойдутся, из чего де явствует, что положение выходцев, по неимению священников их, может придти в нарушение, почему с самаго начала вступления его, преосвященнаго, в епаршеские дела о том первоначальное иметь попечение, чтоб как здешние жители, так и выходящие иностранцы в получении христианских треб нужды не имели и слушая на их собственном языке церковную службу, могли охотнее из заграницы выходить и здесь безпрепятственно населяться, вследствие чего, когда известно учинилось ему, преосвященному, прежде получения онаго указа, что некоторый греческий иеромонах Анатолий, для свидания с свойственником своим, приехал из заграницы в Дмитриевскую крепость, а в ротах Таганрогских греческие поселенцы состоящие, числом около полуторы тысячи душ, не имеют священника, знающаго их язык и как таковые былые священники никогда, а иеромонашествующие весьма редко выходят, то от него, преосвященнаго, в согласие состоявшагося 777 года марта 27 числа из Святейшаго Правительствующаго Синода к преосвященному архиепископу Евгению указа, приказано консистории в Новоростовское духовное правление послать указ и велеть онаго иеромонаха выслать в консисторию с тем намерением, чтоб его, по забратии подлежащих о его иеромонашестве и доброжительстве справок, в означенные работы, буде пожелает, определить и в Святейший Синод отрепортовать, но за получением сего указа, хотя оный иеромонах и выслан будет и по справкам не окажется сумнительства по определению его в показанные роты, однако как иностранцы, большею частию не имущественные и досматривающие их священники кроме положеннаго им небольшаго жалованья, и то ежечасто долговременно недаемаго, никаких других доходов не имеют, пока о том от Святейшаго Синода воспоследует резолюция, может быть прописанной иеромонах ожидать не пожелает, буде ж и пожелает, но до получения оной резолюции вышеозначенные поселенцы без священника следовательно оставаться должны без исправления им треб христианских, в каком случае младенцы без крещения и больные без исповеди и причащения святых тайн могут умирать, а равных сему обстоятельствам и другие иностранцы, в Колпаковке, в крепости Святаго Димитрия, в городе Елисавете и в других разных Славенской епархии местах поселившиеся, подвержены, чего ради просить, во уважение изображенных обстоятельств, дозволить, как вышеозначенным указом преосвященному архиепископу Евгению дозволено, выехавших духовных, по учинении достоверных о их священстве и доброжительстве справок, по приводе их, где надлежит, к надлежащей в верном подданстве присяге, к новоселенцам, для исправления им на их языке церковной службы, определять и кто когда куда определен будет, Святейшему Правительствующему Синоду репортовать.

А по справке в канцелярии Святейшаго Синода значится: прошлаго 1777 года по представлению преосвященнаго Евгения архиепископа Славенскаго учиненным в Святейшем Синоде определением и посланным к тому преосвященному указом между прочаго велено: выходящих из заграницы духовных по усматриваемой нужде единственно к исправлению населяемым иностранцам треб и для исправления на их языке церковной службы с прописанными в том доношении его, преосвященнаго, свидетельствами принимать дозволить, по сношению с тамошними господами губернаторами и на таком же основании, как и светские иностранцы в подданство принимаются, но в монастыри без указу никого не принимать.

Приказали: оному преосвященному Славенскому предписать указом, что в разсуждении представляемой ныне им, преосвященным, обстоящей для новопоселенных иностранцев в священниках, знающих их язык, необходимости, за неимением таковых из белаго священства, дабы не могли оные новопоселенцы лишаться церковной службы и исправления христианских треб, хотя Святейший Синод принимать ему, преосвященному, в епархию свою выходящих в Россию из заграницы знающих греческий и другие языки иеромонахов и дозволяет, но с тем

1, чтоб оные приниманы были в Россию единственно к тем новопоселенцам в таковой только необходимости, когда где из белаго священства знающих греческий и другие языки сыскать будет не можно.

2, принимать оных не инако, как по сношению с светскою командою, по учинению прописанных в доношении его, преосвященнаго, о священстве и состоянии их справок и буде по оным и по освидетельствовании искуства их в исправлении священнослужения и треб, никакого препятствия и сумнительства не окажется и не более как по числу селения, в коих построены или от господ губернаторов назначены к построению церкви, к коим их определять по надлежащему, кто же именно когда из таковых в Россию выдет, принят в какое точно селение, к коликим дворам и числу душ и по какой необходимости определен будет, о том тогда же с прописанием учиненных о том определенном справок обстоятельно в Святейший Синод репортовать.

3, наблюдать накрепко, чтобы оных, выходящих из заграницы иеромонахов, свыше потребности принимано не было и для того б оных и с определенными уже до сего священниками числа назначенных у новопоселенцов церквей отнюдь не превосходило.

4, до определения ж оных иеромонахов к вышедшим крымским христианам греческаго закона, кои состоят в ведомстве преосвященнаго Игнатия митрополита Готфейскаго и Кефайскаго, ему, преосвященному Славенскому, не вступать.

5, между тем ему, преосвященному, всемерно стараться сыскивать способных и приуготовлять ко вступлению в священнический чин из тех же новопоселенцов и буде из них или и из российских, знающих греческой язык, окажутся того желающие, таковых достойных на основании Святых Отец правил, Духовнаго регламента и указов по означенным новопоселенцов приходам во священники и производить, дабы со временем во всех тех селениях церкви неотменно белым священством укомплектованы были. А как именным Ея Императорскаго Величества состоявшимся в 764-м году о духовных штатах указом впредь выезжать в Россию имеющим духовным персонам никому без особливаго именного Ея Императорскаго Величества высочайшаго указа жалованья давать не велено, то за силою сего узаконения, выходящих в Россию из заграницы монашествующих в монастыри без дозволения Святейшаго Синода отнюдь не принимать и не определять.

Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православнаго исповедания Российской империи. Царствование государыни императрицы Екатерины ІІ. – Петроград: Синодальная типография, 1915. –Т. ІІ: 1773 – 1784 гг. – С. 259 – 261.

Примітки

запрещения принимать выходящих из заграницы монашествующих без указу Святейшаго Синода… – допуск до меж держави представників іноземного чорного духовенства і до 1775 р. тримався під особливим контролем Петербурга. Крім релігійних факторів, тут велике значення мав і фактор політичний: регулюючи в’їзд до імперії православних ченців, російська влада не тільки реагувала на зміни внутрішніх потреб у ченцях, але і використовувала це в політиці по відношенню до земель з православним населенням, які були під владою не православних урядів. Розгляд справи кожного іноземного ченця, який мав намір перебратися до Російської імперії, мав і військове значення: використовуючи представників православного духовенства як розвідників за кордоном, російська влада прагнула запобігти таким же діям іноземних ченців на території імперії. В’їзд до держави іноземних ченців обмежувався і з міркувань економічних: метою багатьох візитерів було збирання пожертв на свої монастирі, і Петербург не міг допустити неконтрольованого вивозу грошей з країни. Тому і в законодавчих документах, що приймались в останній чверті XVIII ст., підтверджувалась чинність іменного указу 1718 р., синодських указів 1723, 1733, 1768 рр., якими визначались обмеження прав іноземних ченців щодо перебування в імперії. 7 грудня 1785 р., згідно з волею Катерини ІІ, указом Синоду, надісланим до всіх єпархій, наказувалось: архієреям не допускати до просування вглиб імперії іноземних православних ченців, а затримувати їх, направляючи докладні відомості світській владі та Синоду, і очікувати вирішення справи кожного з них Петербургом. Виняток дозволялось робити лише для тих ченців, які приїжджали для збирання милостині, маючи на руках жалувані грамоти, свідоцтва, видані Константинопольським патріархом, і паспорти. 20 ж січня 1802 р. керівникам прикордонних єпархій, у тому числі й Новоросійської, було підтверджено заборону приймати до монастирів пострижених за кордоном ченців без попередніх зносин з Синодом. Лише іменним указом від 30 грудня 1825 р. було зроблене деяке послаблення: дозвіл на переміщення допущеного до імперії іноземного духовенства (у першу чергу народжених у Бессарабії та “Південному краї”) у межах прикордонних єпархій відтепер міг даватись місцевою владою без попереднього узгодження з Петербургом, але з подальшим обов’язковим доведенням цього до відома центру. Цей же указ передбачав, що іноземні архієреї могли допускатись до переселення в Російську імперію лише після узгодження цього з імператором. Інші ж іноземні духовні особи могли в’їжджати до країни та пересуватись тут за попереднім узгодженням із Синодом та доведенням рішень останнього до відома монарха. Ряд указів, якими підтверджувалась заборона іноземцям збирати в Російській імперії пожертви на користь закордонних монастирів без отримання від Синоду документів про дозвіл на це, побачив світ за царювання Миколи І.