Початкова сторінка

Ігор Лиман (Бердянськ)

Персональний сайт історика України

?

№ 231 1779, жовтня 19 – грудня 7. – Позначки на справі Ф. Глобачева про проходження ним етапів процедури висвячення в ієреї

1779 года октября 19 дня кандидат Феодор в чтении, пении, писме и в знании устава исправен.

Обучить катихизиса. Никифор архиепископ Славенский и Херсонский.

Кандидат Феодор обучен катихизису свидетельствую. 1779 окт[ября] 25. Протопоп Иоанн Светайло.

1779 года октября 19 дня. Привесть к исповеди и присяги, и представить к посвящению во диакона. Никифор архиепископ Славенский и Херсонский.

Кандидат Феодор производящийся во священника мною исповедан по надлежащему и по откритой совести его оказался священства достоин. К указной священической присяги в Пушкаровском девичем монастыре в соборной Вознесенской церкви 1779 года октября 27 дня мною приведен. Полтавскаго Крестовоздвиженскаго монастыря духовник иеромонах Парфений.

Означенный кандидат Феодор представлен к посвящению во диакона и посвящен мною в Пушкаревском девичьем монастыре в Вознесенской церкве. 1779 года октября 27 дня. Никифор архиепископ Славенский и Херсонский.

1779 года октября 31 дня, представить к посвящению во иерея. Никифор архиепископ Славенский и Херсонский.

1779 года ноября 21 дня. Означенный диакон Феодор посвящен мною во иерея в Полтавском монастыре в Троицкой церкви. Обучить иерейскому служению. Никифор архиепископ Славенский и Херсонский. //

1779 года декабря 7 дня. Дать граммату и отпустить из консистории к его церкви по надлежащему. Никифор архиепископ Славенский и Херсонский.

Дана граммата Феодору Глобачеву посвященному во иерея Елисаветградской протопопии в округу Ингулскую к церкви Троицкой под № 4-м в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре 1779 года декабря 7-го дня.

Прописанную грамоту принял и подписался иерей Феодор Глобачев.

ДАОО, ф. 37, оп. 1, спр. 2, арк. 20 зв., 22.

Примітки

Катехізис – книга, затверджена вищою церковною владою як посібник для отримання християнами елементарних знань з питань віри. Переважно катехізис складався у формі запитань і відповідей. Наприкінці 1777 р. за указом Синоду до Слов’янської духовної консисторії з Московської синодальної типографії був надісланий катехізис. Консисторія наказала: всім виписати його і вчити протягом чотирьох місяців. По завершенні терміну, що відводився, всі священики, диякони та причетники мали скласти своєрідний іспит у протопопіях чи духовних правліннях. Як зазначив Феодосій (Макаревський), це спричинило “жахливійшу тревогу”. Але призначення екзамену не дало бажаних результатів. На початку 1781 р. за іншого архієпископа, Никифора, духовні правління отримали черговий указ стосовно екзаменування. Зазначалось, що правління повинні “ще раз” роз’яснити недбалим підлеглим необхідність вчити катехізис. Якщо ті не вивчать протягом чотирьох місяців, інформація про них мала бути передана єпархіальному керівництву. Причому іспит у правліннях мали складати і священики з дияконами, і рукопокладені дячки та паламарі.