Початкова сторінка

Ігор Лиман (Бердянськ)

Персональний сайт історика України

?

№ 229 1779, червня 5. – Указ Синоду про прийняття до Слов’янської та Херсонської єпархії духовних осіб, які залишили свої парафії через переслідування з боку католиків та уніатів

1779-го года мая 13 дня, по указу Ея Императорскаго Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав преосвященнаго Иллариона епископа Переяславскаго доношения, которым представляет, что указом из Святейшаго Синода 776-го года мая 31-го дня велено заграничных Переяславской епархии священников благочестивых, от униатов и римлян разоренных и безместно скитающихся, учиня о их посвящении справки, в Киевской, Черниговской и Переяславской епархиях к праздным поместить церквам, почему многие из таковых страждущих священников в епархии его, преосвященнаго, помещены, и ныне, сколько возможно, помещаются; некоторые же и в Киевскую епархию отпущены, а в Черниговскую отлучаться находят для себя чрез далекое разстояние трудность и неспособность, многие ж просят отпуску и в Славенскую епархию, представляя, что те места с их краем смежны и многие из них имеют тамо свойственников своих, да и принятием от преосвященнаго Славенскаго обнадеживаются; в случае же де не помещения к приходам, могут иметь по крайней мере у свойственников к прожитию пристанище, чего ради некоторые в оную Славенскую епархию и отпущены, а к преосвященному Славенскому писано, как впредь поступать с таковыми просителями и могут ли они быть приняты во уважение, но на сие в ответ еще ничего не получено, а между тем прислано от онаго преосвященнаго Славенскаго письменное требование с упоминанием 732-года мая 5-го дня указа, чтоб впредь таковых священников в его епархию без требования не отпускать; сего же года апреля 13-го дня Каневской и Богословской протопопии два наместника с четырнадцатью священниками доношением о таковой же их отправе в Славенскую епархию его, преосвященнаго, просили, представляя, что де не имеют способа ни к прожитию, ни к пропитанию по умножившимся и умножающимся от римлян и униатов на них гонительствам, чрез что, будучи лишены приходских своих мест и домов, странствуют с 775-го году, не имея не только дневного пропитания, ниже где либо по чужим домам пристанища и что способнейшия для их места есть в Славенской епархии; а как де и самому ему, преосвященному, известно, что оная епархия, хотя не количеством церквей, однако достаточно местоположением и в разсуждении заводимых селений может послужить и им к некоторому упокоению, паче же если от преосвященнаго Славенскаго дозволится, где возможно и милостыня с приходов подана им будет, а притом известно, что и в священстве, по новости мест и слобод скудно еще тамо и для того оный преосвященный, приложа тех просителей доношение, просит о помещении их и подобных им в Славенской епархии от Святейшаго Синода указа.

А по справке в канцелярии Святейшаго Синода значится: прошлаго 778-го года декабря 30-го дня преосвященный Евгений архиепископ Славенский присланным в Святейший Правительствующий Синод доношением требовал дозволения, по причине умножения в епархии его новаго населения, о произвождении в священнослужительские чины, за недостатком священно и церковнослужительских детей, достойных выходцев в Россию из Польши и Волощины грекороссийскаго исповедания, также от казачьяго и посполитскаго малороссийскаго звания от светских команд увольняемых, почему в Святейшем Синоде, февраля 25-го дня сего года определено и посланным ко оному преосвяшенному Славенскому указом велено, буде, за распределением излишних в оной епархии имеющихся священно и церковнослужителей и их детей к церквам, по каковым либо обстоятельствам при церквах священнослужителей будет недостаточно и излишних определять будет вовсе не кого, в таком только случае из вышеписанных выходцев и других светских людей достойных и уволенных от команд в священно и церковнослужительския чины производить позволить, но при всем том иметь разсмотрение, чтобы священнослужителей, сверх настоящей потребы излишних, ни под каким видом умножаемо не было.

Приказали: означенным изгнанным из приходов и домов своих священникам, объявляющим желание свое определиться к месту в Славенской епархии, давать преосвященному Переяславскому из консистории своей для употребления о том у будущаго преосвященнаго Славенскаго просьбы письменные билеты, с назначением во оных пристойнаго срока, а ему, преосвященному, разсматривая те просьбы, в разсуждении к таковым странствующим от гонения униатскаго должнаго призрения, а притом, чтоб чрез помещение вновь священников напрасно священнослужителей умножаемо не было, о определении их к местам чинить сколько можно снисходительное разсмотрение и определение и о том к преосвященному Переяславскому, также и в Славенскую консисторию, для представления о том будущему преосвященному, послать указы.

Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православнаго исповедания Российской империи. Царствование государыни императрицы Екатерины ІІ. – Петроград: Синодальная типография, 1915. –Т. ІІ: 1773 – 1784 гг. – С. 231 – 232.

Примітки

слушав преосвященнаго Иллариона епископа Переяславскаго доношения… – з огляду на те, що Переяславська єпархія мала відносно невелику кількість церков і в той же час саме там знаходилась переважна більшість духовенства, яке рятувалось від утисків католиків і уніатів, Переяславський єпископ став шукати додаткові напрямки переміщення надлишкових кадрів.

Римляни – католики.

Канів – тепер районний центр Черкаської області, пристань на правому березі Дніпра. Відомий з XII ст. У місті зберігся до наших днів Юріївський храм (1144 р.)